NASA не хочет полагаться на Россию
Американское космическое агентство передумало пользоваться услугами Роскосмоса для доставки своих космонавтов на орбиту
Из случайной или намеренной
утечки внутренней информации американского космического агентства стало
известно, что NASA рассматривает возможность продления эксплуатации «шаттлов» до 2015 года, когда им на замену придут корабли
серии Constellation. До начала грузино-осетинского
конфликта США даже не думали так усложнять себе жизнь и до 2020 года, пока не
опробуют новое поколение своих челноков, планировали пользоваться российскими «Союзами».
О новых планах NASA стало известно
благодаря попавшему в распоряжение агентства Associated
Press электронному сообщению для внутреннего
пользования сотрудников космического агентства.
«Сроки появления замены «шаттлам», корабля Orion,
оказались излишне оптимистичными»
В рассылке сотрудникам программы
Space Shuttle предлагается
до конца сентября высказать свои соображения о продлении программы. При этом
ставятся важные ограничения: например, оставшиеся 10 полетов нельзя растянуть
на пять лет.
Кроме того, в электронном
сообщении говорится, что для продолжения программы будет достаточно всего
одного корабля (сейчас в эксплуатации находится три) и снимаются всякие
ограничения на финансирование проекта.
Ранее директор Национального
агентства по аэронавтике и исследованиям космического пространства Майкл Гриффин категорически отрицал такую возможность.
В частности, в июле на последних
слушаниях в подкомитете сената, посвященных этому вопросу, Гриффин
прямо заявил, что не видит необходимости в продлении программы, так как это
потребует миллиардных расходов.
Между тем ряд американских
законодателей, прежде всего бывшие астронавты, полагают, что сохранить
как минимум один корабль в качестве космического спасателя на случай
чрезвычайной ситуации на борту МКС было бы целесообразно, – «Союзы»
действительно мало приспособлены для этой роли.
Однако Гриффин
сомневается, что «шаттл» сможет стать надежным
спасателем, о чем он и заявил на упоминавшихся слушаниях. «Сама конструкция «шаттла» содержит много технически рискованных решений.
Вероятность катастрофы составляет 1 к 75. Если продлить срок эксплуатации еще
на пять лет с интенсивностью, скажем, два полета в год, риск катастрофы
составит 1 к 12 – и мы гарантированно теряем еще один экипаж», – приводит слова
директора BBC.
Между тем появлению подобного e-mail могли способствовать и последние геополитические
события , повлекшие за собой усиление напряженности в
отношениях между Россией и США.
Напомним, до 2015 года NASA
должно было остаться без средств для доставки
астронавтов на Международную космическую станцию. Планировалось, что экипажи
будут отправляться к МКС на российских «Союзах». В настоящий момент
относительно аренды «Союзов» для нужд NASA действует специальное
межправительственное соглашение, позволяющее американской организации покупать
места для астронавтов напрямую, минуя разрешительные инстанции. Срок действия
договора истекает в 2011 году, и, хотя в апреле текущего года президент Буш
обратился к конгрессу с предложением его продлить, многие американские эксперты
сомневаются, что в новых условиях это возможно.
Однако есть в этой истории и еще
один момент, пожалуй, наиболее важный: объявленные сроки появления замены «шаттлам», корабля Orion,
создаваемого вместе с ракетой Ares в рамках программы
«Созвездие», оказались излишне оптимистичными.
По непроверенным данным,
циркулирующим в американской специализированной периодике, парашютные испытания
полноразмерного макета «Ориона» в августе закончились неудачей: корабль,
выброшенный из военно-транспортного самолета с высоты
По мнению консультативной группы
NASA по безопасности полетов ( ASAP ), это произошло
из-за недостаточного финансирования программы Constellation.
Как заметил Рик
Гиблерч, заместитель Гриффина
по перспективным космическим системам, «мы по-прежнему уверены, что первый
полет к МКС по программе «Созвездие» состоится в намеченный срок или ранее. Наш
новый план лучше увязан как с продвижением работ по проекту, так и с графиками
финансирования. В переделах существующих материальных фондов мы сможем решить
любые проблемы с безопасностью, неизбежно возникающие в ходе реализации любого
масштабного проекта».
Между тем глава ASAP Джозеф В. Даэр, хотя и отметил в ежегодном докладе прогресс NASA,
достигнутый в разработке систем жизнеобеспечения и спасения для нового корабля,
рекомендовал агентству в дальнейшем уделить особое внимание их
совершенствованию, для чего, по его мнению, потребуются дополнительные
средства.
Собственно, дальнейшим
финансированием пилотируемых программ, судя по всему, сейчас занимается
руководство NASA, которое, абстрагируясь от изменения политической ситуации,
ведет себя очень достойно, занимая взвешенную и прагматичную позицию.
Проще всего договорится с
американской администрацией руководству агентства будет в случае победы на
предстоящих президентских выборах демократического кандидата Барака Обамы, который уже пообещал выделить на поддержку «шаттлов» после 2010 года дополнительные 2 млрд долларов.
Но как быть в противном случае,
когда финансирование останется на прежнем уровне или вовсе будет урезано? За
разъяснениями руководство NASA собирается обратиться в конгресс, сообщает MSNBC
со ссылкой на интервью Джона Йембрика, отвечающего в
вашингтонской штаб-квартире организации за пилотируемые программы.