Реклама

Летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов: освоим Луну без американцев!

Официальные космические власти России заявили недавно о том, что наша страна готова к освоению Луны. Причем в одиночку, без помощи американцев. Это заявление – своего рода сенсация, потому что до недавнего времени считалось, что космические полеты – дело чрезвычайно дорогое и заниматься освоением Вселенной имеет смысл лишь в кооперации. О том, хватит ли у России сегодня денег и сил на то, чтобы высадиться на Луне, «Новым известиям» рассказал летчик-космонавт Алексей Леонов, который, согласно планам СССР, еще сорок лет назад должен был первым «поднять столбом лунную пыль».

– Алексей Архипович, до самого последнего времени велись переговоры между Россией и США о совместной «лунной программе». Но буквально с конца декабря и американцы, и мы заявляем, что полеты на Луну возможны без кооперации, без чьей-то помощи. Реально ли сегодня такое?


– А почему нет? Мы ведь прошли такой этап одиночества. И мы, и американцы тогда достигли выдающихся результатов. Другое дело, что они блестяще реализовали свою программу «Аполлон». Почему? Потому, что у них техника была лучше, чем у нас? Да ничего подобного! Потому, что для них это была национальная идея. Кеннеди, только-только став президентом США, обратился к сенаторам с просьбой поддержать его призывы к полетам на Луну, с которыми он выступал еще во время предвыборной гонки. Сенаторы поддержали и выделили сумму в 24 млрд. долларов, согласитесь, что приличную и по тем временам, и по нынешним. И почти 10 лет Америка ждала этого эпохального события. У нас было по-другому: пелись песни о «пыльных тропинках далеких планет» и о том, что «на Марсе будут яблони цвести», но наша «лунная программа» была засекречена. У американцев после реализации их программы ничего не осталось, последний корабль «Аполлон» был использован в 1975 году во время совместного полета с нашим «Союзом», в котором участвовали мы с Валерием Кубасовым. А у нас остался наш замечательный корабль «Союз», теперь уже модернизированный, хоть сейчас готовый облететь Луну, с блестящей бортовой электроникой.

– Что, прямо на нем и полететь?

– А почему нет? Сорок лет назад полет на нем был сопряжен с огромным риском именно в силу несовершенства бортовых электронных систем, а сейчас такого риска уже нет. И еще у нас осталась от королевской «лунной программы» ракета «Протон», до сих пор надежно работающая. А ведь она делалась именно с целью полета на Луну[1]

. То, что мы тогда, в конце 60-х, не облетели Луну и не высадились на ней, в последующем было компенсировано очень серьезными разработками в освоении околоземного пространства, и до сих пор в этом направлении мы пользуемся плодами нашей «лунной программы». Сомневаться, можем или не можем мы в ближайшее время осуществить мечту Королева о полетах на Луну, не нужно. Можем. Если только захотим.

– Но нужно ли? В конце 60-х «лунные гонки» имели целью рост престижа в мире. Но какая цель, кроме самоцели «слетать еще раз», преследуется сегодня?

– Почему же не нужно? Мы, земляне, все равно к этому придем. А что для нас привлекательно в этом, кроме роста престижа? Да взять хотя бы разработки нового источника энергии – вещества гелий-3, которого на Луне, как показали исследования, полно. Одна тонна этого материала заменяет 160 млн. тонн нефти. Вы только подумайте, какие глобальные изменения на Земле могут последовать за доставкой гелия-3 с Луны. Еще 40 лет назад мы провели серьезные работы по проектированию лунной базы, я тогда был одним из руководителей проекта на фирме Бармина. Мы полностью смакетировали модуль такой базы, достигли очень интересных результатов. И сейчас можно продолжать эти работы… Не стоит сбрасывать со счетов и оборонный аспект. Луна вследствие жесткого соперничества рискует стать базой не научной, но военной. Этого не хотелось бы допустить.

– А долгосрочные экспедиции, постоянное пребывание людей на Луне – как вам кажется, насколько это возможно в ближайшем будущем? Жить там не неделю, а полгода – ведь тоска заест!

– Условия жизни на Луне гораздо лучше, чем на сегодняшних орбитальных станциях. Все-таки по ней можно ходить, а не плавать в невесомости, как на МКС. Что касается сроков – то мы (в отличие от американцев) добились потрясающих результатов. Юра Романенко летал на станции «Мир» сначала около 100 суток, а потом год. Сережа Крикалев провел на станциях в общей сложности 844 дня. Это говорит о том, что быть долгожителями на Луне для наших космонавтов – не проблема. Как создать лунную базу – другой вопрос. Но в ближайшие годы, я считаю, вполне возможно доставить на Луну обитаемый модуль объемом 300 «кубов» – этого для начала вполне достаточно, чтобы обеспечить людям нормальную жизнь.

– То есть вы твердо верите, что заветная мечта Королева скоро осуществится?

– Да, конечно. Сейчас мы стоим к ее осуществлению гораздо ближе, чем при жизни Сергея Павловича. Не хватает общенациональной поддержки. И такого талантливого организатора, каким был Королев. Если бы он прожил еще несколько лет, я уверен, первый облет вокруг Луны мы бы совершили на полгода раньше, чем американцы. И первыми бы на Луну высадились. У нас были все условия для этого.

 



[1] Летчик-космонавт М.Бурдаев, который изъявлял желание в одиночку лететь на Марс, приводил такие факты, свидетельствующие о том, что корабль «Союз» разрабатывался именно для полетов к Луне и Марсу:

«Щит тепловой защиты, начиная с первых и кончая современными "Союзами", имеет толщину около 10 см, но ни при одной посадке не сгорало больше 2-3 см. Спрашивается, зачем такой толстый щит? А для того, чтобы погасить вторую космическую скорость, которая нужна только для полета к Луне. Второй признак лунного корабля - долгое время на "Союзах" стоял блок "Заря ЗБМ", в котором было 2 коротковолновых радиопередатчика (один на 2, второй на 10 Вт). Для того, чтобы гарантированно связаться с орбиты с Землей, хватает 2 Вт. А 10-ваттная станция нужна для передач от Луны... На Луну можно кататься хоть каждый день - она близко. А вот на Марс окна появляются раз в 15,5 лет. Окна - это расположение планет, когда энергетика перелета минимальна. И для такого перелета достаточно скорости в 6 км/с, до которой разгонялся "Союз"»

Hosted by uCoz