Сергей Черняховский
Выход из кризиса - технократизация
страны плюс диктатура пролетариата
Судя по последним данным ВЦИОМа,
минувший кризисный год, как минимум, в одном оказал на Россию положительное
воздействие. Или если не на Россию, то на тенденции в ее общественном сознании:
среди национальных угроз для страны оно теперь на первое место ставит слабую
промышленность и сельское хозяйство, сырьевой характер экономики. Среди ответов
на открытый вопрос этот пункт набрал наиболее количество ответов – 11%. В
прошлом году он набирал в три раза меньше – 4%. Тогда на первое место выходила
угроза со стороны США и НАТО, Третья Мировая война.
Сегодня ощущение последней
угрозы тоже не пропало – но оно отодвинуто на третье место. На втором месте с 9
% оказалась такая угроза, как алкоголизм, наркомания и общая деградация
населения (год назад было 3 %).
Одновременно подросли опасения
еще по нескольким угрозам:
Теракты,
терроризм (в том числе международный, Аль-Каида и
др.- с 5 до 6 %,
Бедность населения,
обнищание, низкий уровень жизни
(маленькие зарплаты, пенсии, нищета, голод) – с 4 до 6 %,
Коррупция, взяточничество, воровство, бюрократизм – с 3
до 6 %,
Безработица – с 2 тоже до 6 %.
Одновременно заметно и синхронно
выросли опасения: Угроза войны с юга, востока (Китай) - с 1 до 5 %, горячие
точки (Чечня, Дагестан и др.), локальные войны в России – с 1 до 4 %.
Причем, если в прошлом году
затруднялись с ответом на вопрос о возможных угрозах 49%, сегодня их стало 39%.
То есть сознание стало более
тревожным, что, в общем-то неудивительно: Россия
впервые за многие годы подверглась внешней агрессии в августе 2008 года. Россия
вновь вспомнила о том, что она уязвима перед кризисом. Россия убедилась, что
кажущееся благополучие последних лет (кстати, так и не вышедшее на уровень
благополучия брежневского времени, хотя цены на нефть в этот раз были
значительно выше, чем тридцать лет назад) – не только относительно, но и
ненадежно. Так что тревожность здесь не удивительна и естественна.
Но все-таки, центральное и
важное изменение – если оно окажется устойчивым – это признание опасности
слабой промышленности и сырьевой экономики.
Если бы Россия
имела свою развитую промышленность и хотя бы относительно полноценное сельское
хозяйство (благодаря реформистской борьбе с «неэффективным хозяйствованием» в
виде колхозов производство мяса и молока упало в России по сравнению с РСФСР
1990-ого года примерно в два раза) – любые американские и европейские кризисы
докатывались бы до страны едва ощутимыми толчками.
Промышленность, отечественное
производство – единственная гарантия от разрушительного эффекта мировых
кризисов. И главная гарантия от внешней военной угрозы, исходящей от ведущих
стран мира. Разумеется, если иметь виду современное производство – то есть
производство, основанное на постиндустриальных
технология. А стало быть – на современной и динамично развивающейся науке.
Власть отчасти это понимает –
настолько, насколько понимает, что гарантировать ее положение, ее накопленные и
награбленные капиталы, ее позиции на международной арене может лишь сильная
современная армия. Но одновременно она не хочет тратить деньги даже не то чтобы
на саму армию – она не хочет тратить деньги на все то (науку, промышленность),
без чего сильной армии быть не может. То есть, она готова тратить деньги на то,
чтобы хватило на сегодня – но не на перспективу.
Если она не
тратит деньги на науку и промышленность просто потому, что ей жалко этих денег,
которые тогда не попадут в карманы крупнейших собственников страны, (но, в
общем, сознает, что само по себе это было бы неплохо – только если бы платил
кто-то другой), - то оппозиция в основном просто предельно далека от проблем
производства. Об этом еще как-то говорят коммунисты – отчасти по
привычке, отчасти чтобы уязвить власть. Только на то, что они говорят, давно
уже никто в обществе внимания не обращает – потому что у них добрые 15-20 лет
никогда за словами не следуют дела. Но об этом, именно по собственным
концептуальным основаниям, не говорят и не могут говорить ни оппозиционные «либералы»,
ни оппозиционные «национал-патриоты».
Как и не говорят и не могут говорить властные консерваторы.
Все они находятся во власти тех
или иных собственных мифов, которые помогают им жить. Поскольку отгораживают от
них реалии и потребности окружающей действительности.
Коммунисты не могут всерьез
говорить о развитии производства, потому что для них (как это ни противоречит
их исходной доктрине) – главное не производительные силы, а производственные
отношения. Им кажется, что если они придут к власти, повесят на Кремле Красное
Знамя, да еще национализируют производство – то жизнь тут же наладится. Во
внешней политике потому – что все армии и страны мира испугаются лишь одного
цвета Знамени Победы. А американские ракеты при случае будут просто
самоуничтожаться, как только в их прицел попадет эта реликвия.
И в экономике – потому, что, раз только оказавшись национализированным, все российское
производство автоматически заработает на полную мощность и восстановится как
минимум в объеме 1985 года. Что при общественной собственности нужно еще и
работать, в частности – не спать ночами до 3-х утра и руководить этим
производствам и его налаживать, и вести за собой людей – они уже давно забыли.
А в большинстве своем и не помнили.
Консерваторы не думают и не
намерены заниматься производством (хотя все для этого у них сегодня есть),
потому что вообще не считают это главным. По их мнению, главное – это власть и
порядок. Верность народа правящему дому. Замордованное состояние оппозиции. И
почитание власти. Будет почитание власти – все остальное приложится. Как только
власть скажет производству, что ему нужно производить современную технику, в
том числе и военную – оно и станет производить. А если при этом в вооруженных
силах повесить иконы и строем водить солдат на молитвы, надев на попов погоны,
– то армия единой силой православной веры сметет с лица земли любых супостатов, которые покусятся на Святую Русь.
Вот если «окрестить»
стратегическую ракету – то ее точно американская ПРО
не уловит. А если окрестить атомную подлодку – ее уж точно не поразит никакая
торпеда. Только, увы, когда собрание православных клириков во главе с покойным
патриархом помолилось за оставшихся в живых моряков «Курска» (а в этот момент
там еще были живые) – то после этого не выжил никто. Консерваторы и пестуемые
ими кадры предпочитают об этом не вспоминать.
Как, кстати, и о том, что, когда
российская армия вступила в бой с отрядами Саакашвили
в августе 2008 года – никто так и не услышал того, что по традиции мог
рассчитывать услышать – благословения РПЦ в адрес русского оружия. Что не
помешало этому русскому оружию победить в считанные дни.
Консерваторы вообще не заинтересованы
в развитии производства. Потому что развитие современного производства – это
ускоренный рост современного рабочего класса, владеющего современными
технологиями и знанием – и потому не расположенного верить ни в незыблемость
власти, ни в сказки граждан, облеченных в долгополые одеяния.
Либералы, само собой, не могут
всерьез думать о развитии производства, поскольку производство, по их мнению,
вообще развивать не надо. Оно развивается само, под воздействием рынка. Вот
будет развиваться рынок – будет развиваться и производство. Что так было лишь
двести лет назад – они не знают и знать не хотят. Как не хотят понимать и того,
что рынок стимулирует лишь те отрасли экономки, которые приносят
непосредственную экономическую выгоду. Сегодня. Здесь. И сейчас.
И если торговля акциями и
посредничество при покупке квартир приносит большую прибыль, чем
фундаментальная наука и высокотехнологическое производство – то и будет
развиваться риэлтерская и брокерская деятельность. Если есть сфера приложения
коротких, спекулятивных денег – никто и не будет давать под развитие серьезного
производства длинных, производственных денег.
И вообще, производство – это
скучно и тяжело. Вставать надо рано. Работать много. За технологией следить,
график работы соблюдать – какие глупости, надрываться соблюдая обязательства по
поставкам, добывать сырье и оборудование… Лучше уж как-нибудь так, по рыночному… Чтобы само все работало – а ты лишь на компьютере играл. И
в блогах описывал, как тебя властная вертикаль
зажимает. Взял кредит, дал в кредит. Купил подешевле.
Продал подороже. Договор заключил. Откат получил.
Деньги перевел на особый счет – и объявил о банкротстве. Потребовал у
государства льготного кредита. Не получил – объявил себя борцом с
тоталитаризмом и беспределом спецслужб.
Не могут и не хотят заниматься
производством националисты. Потому что основа их подходов – вера в то, что если
ты принадлежишь к некой избранной нации – то ты должен все получить, и не
работая. Почему некогда немецкий национализм оказался сильнее коммунизма?
Потому что коммунисты говорили: «Возьмем
власть, национализируем производство – и там каждому откроется дорога
реализовать себя в своем труде». А националисты говорил: «Возьмем власть,
побьем мешающую нам жить ненавистную нацию – и жизнь наладится сама собой».
Потом, правда, оказалось, что на таких условиях, на заводах работать нужно либо
под присмотром гестапо, либо пригоняя миллионы захваченных рабов.
Националисты – кто,
когда-нибудь, слышал, что бы они звали строить заводы и вербовали рабочих в
промышленность? Вот что они беспокоятся, что соотечественникам на рынке мест не
хватит – это еще услышать можно.
Основа национализма – претензия
на привилегированность.
Консерватор – требует молиться и
любить власть, делать, что она говорит. Либерал – требует торговать и
наживаться. Коммунист (разумеется, не из КП РФ, а «тереотический»)
требует работать.
Националист – ничего не требует.
В смысле – от того, кого он признает своим. Он требует лишь для них (в первую
очередь – для себя). И в первую очередь – от власти. Потому что – больше не от
кого.
От власти он требует – прогнать «мигрантов»
и обеспечить зажиточное существование «своему». При этом он власти подчиняться
особенно не намерен, потому что он «данной национальности», а если власть ведет
себя иначе, чем ожидается – он объявляет ее оккупационной и антинациональной.
Работать при этом – он тоже не
хочет, на том основании, что он «данной нации». Даже не то, чтобы не хочет –
напрягаться он не хочет. Он хочет – чтобы ему «создали условия».
Торговать и заниматься бизнесом
он тоже не хочет – потому что считает, что это противоречит его «национальному
характеру».
Национализм (современный
национализм, не путать с прежним, классическим, который видел свою национальную
исключительность в том, чтобы торговать лучше других, работать – более умело,
чем другие, власть уважать – потому что это его власть, и служить ей – лучше,
чем служат другие, потому что он этой нации – а эта нация все делает лучше
других наций) – оказывается востребован потому, что
все беды человека объясняет чьими-либо злыми происками. И избавление от этих
бед видит не в изменении общественного порядка, не в труде, не в борьбе, не в
служении – а лишь в вечном недовольстве по поводу «инородного элемента».
Он считает, что ему все положено
– но даже не по праву гражданской или классовой принадлежности – а лишь по
праву своего этнического происхождения.
Поэтому, естественно, думать о
промышленности и ее развитии он не способен так же, как и другие современные
политические типажи.
На прошедшем ЕГЭ боле половины
сдавали гуманитарные предметы – и менее половины – технические.
Самое большое преступление
рыночного фундаментализма в 90-е годы – даже не разрушение промышленности как
таковой. Самое большое преступление – это то, что сама производственная
деятельность перестала быть престижной. Престижным стало не производство и
участие в нем – престижным стало потребление и участие в перераспределении.
Но после таких катастроф, какая
постигла страну в 90-е годы – никто и никогда не поднимался иначе, чем через
периоды упорной работы и национального напряжения. Связанного
с самоограничениями и экономией.
В России дискредитирована сама
идея «напряжения». Она объявлена непременной принадлежностью «тоталитаризма» –
выдуманного публицистического термина, не имеющего научного определения,
инструментально предназначенного только для одного – для подведения под одно
название фашизма и социализма. То есть – в конечном счете, для унижения и
моральной дискредитации, как социалистической идеи – так и России вообще.
И дискредитация идеи напряжения
и идеи производства – на деле работает на ту же цель – на разложение
национального самосознания, на превращения народа страны в желающих достатка, и
потому вечно недовольных – но не желающих работы и самореализации, «не желающих
напрягаться», не способных на мобилизацию.
Перед Россией сегодня
действительно много угроз. Есть там и угроза внешних претензий иных стран. И
угроза бедности. И угроза депопуляции. И угроза
наркомании – все есть. Но главная - угроза дискредитации «идеи напряжения».
Уничтожения потенциала психологической и социальной мобилизации. Внедрение
мысли, что «жить нужно не затем, чтобы…» что-то сделать – а «потому что…» живем
себе и живем. С комфортом и без смысла.
В современном мире нельзя жить,
не имея современной промышленности, современных технологий и современной науки.
Получить их можно, только вновь пройдя через когда то
пройденную индустриализацию – и так и не пройденную постиндустриализацию.
А сделать это без изменения
сознания тоже невозможно. Для индустриализации страны (без которой не может
быть постиндустриализации) – нужна индустриализация
сознания. Нужна атмосфера, в которой человек, работающий в офисе и сфере услуг
– будет заведомо восприниматься как вторичный. А работающий
на производстве (что рабочим, что технологом, что инженером) и в науке – как
первичный.
Нужна
своего рода технократизация страны – дополненная
своего рода «диктатурой пролетариата».
2009-07-14