Максим Калашников
Петру Великому и Сталину было проще
Нынешние задачи развития, стоящие перед РФ, беспрецедентно сложны. Они требуют от русских создания того, чего еще нет в мире.
В пятый раз мы сталкиваемся с необходимостью рваться вперед, преодолевая отставание от развитого мира. Снова стоит так: развитие или небытие.
Так было в правление Петра I триста лет назад. Так сложился расклад после поражения Российской империи в Крымской войне 1853-1856 гг., нанесенного нам англо-французским блоком. Подобную задачу пришлось решать Сталину. За подобное дело взялся Горбачев в 1980-е - но довел нас до краха и отката назад. И вот мы вновь должны решать ту же задачу: преодолеть отсталость.
Однако теперь дело крайне усложнилось.
ПОЧЕМУНЕ ГОДЯТСЯ СТАРЫЕ РЕЦЕПТЫ?
Почему Петру и Сталину, равно как и другим модернизаторам России до нас, было проще? Потому, что им приходилось действовать в более простом, неглобализованном мире. Если говорить очень просто, то Петру и Сталину было достаточно подсмотреть: что и как делают в Европе и США - и скопировать то же самое у себя, пускай и с учетом национальных особенностей.
Возьмем Петра. Ему надо было научить русских строить деревянные многопалубные, морские корабли. Завести мануфактуры (безмашинные производства с разделением труда), учебные заведения по образцу европейских, организовать регулярную армию вместо полуополчения московских времен. И Петр первый вовсю копировал, используя голландские, немецкие, английские и шведские лекала. То есть, он всего лишь воспроизводил то, что имелось в развитых странах. Перед ним не стояла задача изобретать пароход, чтобы, обставив всех на свете, строить самодвижущийся флот вместо парусного.
Русские копировали западные и американские достижения после отмены крепостного права (с 1861 по 1914 г .). Им приходилось строить фабрики, доки, доменные печи и железные дороги, которые лишь повторяли имеющиеся на Западе образцы. Чего-то принципиально иного делать нам не пришлось.
По схожему сценарию шла и сталинская модернизация. Что такое стройки первых пятилеток? Это зачастую повторение великих строек в Соединенных Штатах. Днепрогэс - это копия гидроэлектростанций Америки. Завод ЗиЛ (первоначально - АМО) создавался как слепок с автостроительных заводов «орда. Микояновский мясокомбинат имел как оригинал большие мясохладобойни в Чикаго. Комплексы газетно-книжного издательства (типа «Правды», «Молодой гвардии» или «Московской правды» - с клонами по всем крупным городам СССР) лепились с американских больших издательств образца 1920-1930-х годов. Атомная промышленность СССР первоначально копировалась с американского Манхэттенского проекта. Начиная создавать реактивную авиацию, Сталин во многом копировал немецкие образцы. И так далее. Хотя при всем этом применялась первопроходческая социальная политика, которую вынужденно стали копировать и США, и западноевропейцы. Беспрецедентной была система лучшей в мире советской школы, пионерной выступала система здравоохранения, нацеленная на профилактику болезней. Однако в технологическом аспекте Сталину не пришлось делать чего-то дотоле невиданного. Впечатляющие исключения (вроде Единой энергосистемы СССР , первой в мире АЭС, первых в истории космических аппаратов) - не в счет. Они не обеспечили нам большого отрыва от соперников, в том числе и потому, что советские верхи после Сталина не пошли на сплошной поток постоянных инноваций. Они забыли золотые слова Ленина о том, что мы можем победить капитализм, лишь превзойдя его по производительности труда. А такая стратегия требовала как раз беспрерывных принципиальных новшеств прежде всего в промышленности.
По пути копирования чужих достижений пробовал двинуться и Горбачев (1985-1991 гг.), но закончил развалом экономики и страны.
А что сегодня? Глядя на нынешний мир, убеждаешься: старые модели рывков в развитии современной РФ заказаны . Уже невозможно развиваться, копируя чужие достижения и приспосабливая их под наши условия. Догоняющее развитие больше не спасет нас. Нужна иная его модель - развитие опережающее. С созданием того, чего еще никто в мире не делает. Трудный путь? Не то слово.
Сталину и Петру действительно было легче, чем нам сегодня.
Но почему приходится менять модель развития?
НЕОБРАТИМЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
С 1989 г
. и по сию пору случилось непоправимое. Дорвавшаяся до власти реформаторская мразь погромила важнейшие отрасли промышленности: авиапром, космическую индустрию, судо- и станкостроение, моторостроение, электронику и производство промышленных роботов, энергетическое машиностроение, сложную металлургию, биопром, приборостроение. В этих отраслях - сплошь да рядом устаревшее оборудование, утраченные звенья производственных цепочек, потерянные кадры, старики в конструкторских бюро и промышленных цехах. Нищенские зарплаты. Загубленные перспективные проекты конца 1980-х. Погром произвели в легкой промышленности, в текстильной индустрии, в сельском хозяйстве.
За почти два десятилетия все эти рыночные ниши заняли другие, более разумные страны. Теперь они прочно захватили те рынки, что были утрачены русскими после разгрома целых отраслей своего народного хозяйства. Теперь РФ со своей продукцией не в силах втиснуться на мировой рынок: за это время наши конкуренты далеко ушли вперед по части качества и конкурентоспособности своей продукции. Они теперь делают гораздо более совершенные суда и самолеты, компьютеры и электронику, часы и товары народного потребления. « них более конкурентоспособные государства, способные поддерживать своих производителей дешевыми кредитами и налоговыми льготами (чего до сих пор не освоило государство в РФ). « них меньшие издержки производства. Как с ними конкурировать? По части трусов, часов, аудиосистем и телевизоров даже пробовать не стоит.
Автопром? О нем тоже можно забыть. Рынок самолетов - уже упущен. Судостроение? Тут РФ проигрывает даже китайцам и южным корейцам.
При этом Росфедерация зависима от окружающего мира, причем намного сильнее, нежели Российская империя или СССР. Они-то могли закрыть свои границы для чужеземных товаров. А в РФ не в силах обойтись без импорта. Закрыть границы для него означает голод (своего продовольствия не хватает), товарный дефицит (ширпотреб идет из Юго-Восточной Азии), остановку промышленности (оборудование и запчасти закупаются РФ в основном в Европе). Конечно, можно ввести высокие протекционистские пошлины на ввоз некоторых изделий, но не более того. К тому же, внутренний рынок РФ беден. Государству за свой счет придется закупать новые корабли и самолеты. И при этом их не получится продавать на экспорт, как во времена СССР - время упущено. Мировой покупатель предпочтет Боинги нашим Ильюшиным: ведь американские машины требуют меньше ремонта, они потребляют меньше топлива и т.д.
Уже сегодня РФ не в силах обеспечить сложной техникой даже внутренний рынок - его плотно занимают иностранные производители. Они предлагают потребителю гораздо лучшие условия эксплуатации и обслуживания.
Из этого положения существует, пожалуй, единственный выход - перейти на производство совершенно новой, беспрецедентной техники. Такой же, какими были в свое время пароходы по отношению к парусникам, а дизельные теплоходы - по сравнению с паровыми судами. Однако в Кремле и на Старой площади этого никак не могут взять в толк. Там развитие РФ норовят повести по старой, модернизационно-догоняющей модели, тем самым обрекая страну на полный крах.
ПОЧЕМ» НЫНЕШНЯЯ МОДЕЛЬ ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ РФ - ЭТО ПУТЬ К ПРОВАЛУ?
Сегодня государство пробует модернизировать страну, строя планы производства якобы новых судов, самолетов, космической техники и т.д. Но при внимательном рассмотрении программ госкорпораций видно: ничего принципиально нового здесь делать не собираются. Грубо говоря, дело сводится к тому, чтобы за 10-15 лет закупить за границей новое производственное оборудование (ибо выпуск своего уничтожен) - и в 2020-х годах делать примерно то, что корпорации США, Европы и Азии делают уже сегодня. Как будто они намерены притормозить, оставаясь на нынешнем уровне.
Никаких прорывов - все сводится, по большому счету, к копированию чужих достижений. Это - гарантированное фиаско. По одной простой причине: рынок уже занят. Что толку, что РФ закупит те же станки и производственное оборудование, что и корейцы, например? Пока здесь все будет ставиться и налаживаться, корейцы уйдут вперед. Тут же окажется, что в Корее (Китае, Индии, Европе и т.д.) тот же товар того же качества получается намного дешевле: ведь там нет русских морозов, тяжелых налогов и такой коррупции элиты . Учтем, что РФ - не СССР, она успела утратить преимущество в квалификации работников, в трудолюбии кадров, она варваризовалась и деградировала. Кроме того, окажется, что Росфедерация может делать исключительно коробки: корпуса судов и планеры самолетов, а двигатели, электронику и отделочные материалы придется покупать за рубежом. Свое-то производство всего этого либо порушили, либо не создали. А это приведет к эффекту сухого-суперджета : когда из каждого рубля, заплаченного потребителем за машину 60 копеек уйдут зарубежным поставщикам комплектующих.
Подобную технику (что выйдет однозначно дороже и наверняка хуже мировых аналогов) будет очень трудно продавать на мировом рынке. Своих потребителей можно еще силой заставить покупать машины и агрегаты РФ-овского производства, но они при первой возможности начнут покупать импортные образцы. Даже силой отвоевать более 50-60% внутреннего рынка не получится. Зато выйдет сущее разорение: огромные вложения в промышленность не окупят себя. Истраченными окажутся триллионы у.е. и многие годы - а страна в целом останется неконкурентоспособной.
Бита ставка и на то, что мы можем на равных участвовать в крупных международных проектах. Это еще было возможно в начале 90-х, пока оставались советские преимущества. Тогда мы действительно могли предложить, например, европейцам совместную программу создания легких многоразовых космокораблей, запускаемых с тяжелых самолетов. Для этого имелись еще и кадры, и оборудование, и производства. Но те шансы оказались в буквальном смысле проворованными бело-сине-красными и упущенными. Сегодня РФ в технологиях отстает намного больше. Сегодня в больших проектах вроде дримлайнера (пассадирского самолета мечты) русским доверят делать максимум тележки для шасси. Ну, еще наших молодых и толковых ребят переманят в свои инженерные центры.
Вот и получается, что выход РФ - только в революционных инновациях. В стратегии производства того, чего еще нет нигде в мире. Но пока власти этой мысли не уяснили, продолжая вкачивать огромные деньги в копирование чужих достижений и производство техники вчерашнего дня. Они уверенным курсом повели РФ к историческому банкротству.
Выразимся откровенно: в РФ (и на остальных обломках СССР) все еще есть сотни оригинальных изобретателей и разработчиков с советской школой творчества и находчивости. (РФ-овские времена таких гениев дали до смешного мало). Увы, они немолоды. Но каждый из них может стать центром новой корпорации по производству того, чего нет нигде в мире. Советские изобретатели имеют потрясающие инновации практически везде: в судостроении, в строительстве домов, в двигателестроении, электронике и т.д. Если правильно использовать их потенциал, взять таких людей под крыло государства и профинансировать их работу (затраты на это смехотворны по сравнению с нынешними ассигнованиями на эпохальные программы ), то мы сможем получить фактически новую индустрию. Способную производить то, чего никто другой на всем белом свете предложить покупателю не может.
Дело - за правильной организацией такого Русского инновационного прорыва. Как он может выглядеть?
(Окончание следует)
Опубликовано с сокращениями. Полный
текст – см.