Реклама

 

ЭФФЕКТ ЛАМПОЧКИ. Тайная история запланированного устаревания

 

Название: Эффект лампочки. Тайная история запланированного устаревания

Оригинальное название: The Light Bulb Conspiracy. The Untold Story of

Planned Obsolescence

Дата выхода: 2010

Страна: Франция / Испания

Жанр: Документальный

Продолжительность: 00:52:45

Перевод: Профессиональный (одноголосый, закадровый)

Режиссёр: Козима Деннорицер

 

Краткое описание: В фильме описан старый конфликт между производителями и  потребителями продукции в современном обществе. Суть его заключается в том,  что первые намеренно сокращают срок службы выпускаемых товаров, заставляя вторых почаще наведываться в магазин. В противном случае производство станет просто нерентабельным.

 

У Маркуса из Барселоны сломался принтер. С ним произошло то, что ежедневно  происходит во многих домах и во многих учреждениях. Одна деталь принтера дала сбой, и производитель направил Маркуса в центр технической поддержки.

− К этому принтеру трудно найти запчасти, его невыгодно чинить.

− Первичная диагностика неисправности будет стоить 15 евро плюс НДС.

− Ремонт обойдется в 110-120 евро. А новый принтер стоит всего 39 евро.

− Я бы на вашем месте купил новый принтер…

 

Вот какие советы дали Маркусу в нескольких центрах техподдержки. С этого и начинается история в фильме о тайной истории запланированного устаревания.

Неслучайно все сотрудники центров техподдержки посоветовали Маркусу купить новый принтер. Маркус стал жертвой запланированного устаревания – тайного механизма, который движет нашим обществом потребления…

 

* * *

 

− Наша роль в этом обществе состоит в том, чтобы покупать в кредит ненужные нам товары.

− В нашем обществе доминирует так называемая экономика роста, суть которой состоит не в росте с целью удовлетворения запросов потребителей, а роста ради роста.

− Если потребители не будут покупать, экономика не будет расти.

− Запланированное устаревание базируется на желании потребителя приобрести чуть более новый товар, чуть ранее, чем это необходимо.

Вот основные постулаты экономики так называемого запланированного  устаревания.

 

* * *

 

Этот фильм расскажет о том, как запланированное устаревание предопределяет ход нашей жизни еще с 20-х годов XX века, когда производители начали сокращать долговечность своих товаров с целью повысить потребительский спрос.

Фильм расскажет о том, как дизайнеры и инженеры были вынуждены  приспосабливаться к новым задачам и нормативам.

− Им приказали снова стать за кульманы и разработать менее долговечные изделия.

− Они специально разработаны так, что к моменту выплаты кредита они уже приходят в негодность!

− Пользуйся и выброси!

− Новое поколение потребителей восстало против производителей.

 

А все началось с обычной лампочки…

 

* * *

 

В 1972-м году сотрудники одного из пожарных депо в штате Калифорния обнаружили, что одна из лампочек в их депо – очень необычная. Эта лампочка непрерывно горит в депо с 1901 года. Забавно, что эта лампочка пережила две новейшие  камеры видеонаблюдения.

В 2001-м, когда лампочка отметила свой 100-летний юбилей, местных жителей на празднование веселого дня рождения в американском стиле собралось под тысячу!

Она была изобретена в штате Огайо в 1895-м году весьма интересными дамами и джентльменами, вложившими средства в эту компанию. Нить накаливания изобрел Адольф Шайе (Adolphe A. Chaillet). Он изобрел долговечную нить накаливания.

Никто не знает секрет долговечности, он унес его с собой в могилу.

Но формула долговечности нити накаливания Адольфа Шайе – это не единственная  загадка в истории электролампы. Гораздо более интересный вопрос, как скромная лампочка стала первой жертвой запланированного устаревания.

 

* * *

 

В рождество 1924-года произошло одно весьма знаменательное событие.

Несколько мужчин в строгих костюмах скрытно собрались в Женеве с целью разработки секретного плана. Они создали первый всемирный картель. Его целью было установление контроля над производством электроламп и раздел мирового рынка.

Этот картель назывался «Феб». Он объединил ведущих производителей Европы, США и даже далеких колоний в Азии и Африке. Его целью был обмен патентами, контроль производства и, прежде всего – контроль потребительского рынка.

Компаниям было выгодно, чтобы их лампы покупали регулярно. Им было экономически нецелесообразно производить долговечные лампы.

 

* * *

 

…Изначально производители стремились увеличить долговечность своих ламп.

21 октября 1871-го года, после серии опытов, были созданы малогабаритные относительно долговечные лампы с прочной нитью накаливания.

Первая коммерческая электролампа Томаса Эдисона (Thomas Alva Edison) появилась в продаже в 1881-м году. Срок ее службы достигал 1,5 тысяч часов.

В 1924-м году, когда был основан картель «Феб», производители с гордостью отмечали, что им удалось довести срок службы ламп до 2,5 тысяч часов.

И тогда члены «Феб» решили: нужно сократить срок службы ламп до 1000 часов.

В 1925-м году был создан так называемый «Комитет 1000 часов», целью которого было снижение долговечности ламп до 1 тысячи часов.

80 лет спустя берлинский историк обнаружил доказательства деятельности комитета, скрытые в документах фирм-основателей картеля. Например, голландской Philips, немецкой Osram и Французской ламповой компании. Мы располагаем документом картеля, который гласит: «Запрещается гарантировать, рекламировать и предлагать лампы, срок службы которых превышает тысячу часов».

1000 часов – определение срока службы электролампы.

Под давлением картеля, производители начали проводить опыты и работать над созданием менее долговечной лампы, которая служила бы не более 1000 часов.

Производство ламп велось под строгим контролем, чтобы проследить за соблюдением требований картеля.

Был создан целый бюрократический аппарат для слежения за компаниями. Если их ежемесячные отчеты не соответствовали нормативам, с них взимались штрафы…

Эти меры привели к неуклонному снижению срока службы ламп. В течение 2-х лет он  сократился с 2,5 до 1,5 тысяч часов. К 40-м годам картель достиг своей цели: срок службы ламп сократился с 2500 до 1000 часов…

− Можно понять эти меры в 30-х годах, ведь тогда мало кого заботили вопросы экологии. Тогда еще мало кто понимал, что природные ресурсы планеты далеко не безграничны…

Так, по иронии судьбы, лампа накаливания, которая всегда воспринималась как символ технических инноваций, стала пробным камнем системы запланированного устаревания.

В последующие десятилетия изобретатели запатентовали тысячи изобретений новых ламп, срок службы некоторых доходил даже до 100 тысяч часов! Но ни одна из них не поступила в продажу.

 

** *

 

«Феб» никогда не существовал официально, хотя и не слишком скрывал свою деятельность. Его методом маскировки была постоянная смена названия.

Вначале он именовал себя «Всемирным электронным картелем», а затем вновь и вновь менял название…

Кстати, это учреждение существует до сих пор…

 

* * *

 

Маркус из Барселоны, у которого сломался принтер в начале нашего рассказа, не послушал советов и не пошел покупать новый принтер. Вместо этого он нашел в интернете ответы на свои вопросы: почему сломался принтер и как можно его починить?

Он связался с автором видео-совета, размещенного в интернете, и тот рассказал ему, почему сломался его принтер. Вот маленький мерзкий секрет струйных принтеров.

При попытке распечатать документ принтер выдал сообщение: «Детали вашего принтера нуждаются в замене» и решил сам их заменить.

Автор видео-совета рассказал Маркусу, что на дне принтера есть одна маленькая деталь под названием «резервуар чернильных отходов». Струйный принтер постоянно прочищает печатающую головку путем распыления чернил, которые стекают на дно принтера и впитываются в эту губку. По истечении установленного срока принтер решает, что его губка полностью пропиталась чернилами, и прекращает работать. Это якобы нужно, чтобы чернила не испачкали стол.

Но на самом деле все гораздо хитрее. Цель этой детали – сократить срок службы принтера…

 

* * *

 

Запланированное устаревание возникло одновременно с массовым производством и обществом потребления. Стремление производить менее долговечные товары зародилось в эпоху промышленной революции, когда машинное производство резко снизило себестоимость товаров, что само по себе было благом для потребителей. Но потребители не поспевали за темпами производства, они были гигантскими.

Уже в 1928 году влиятельный рекламный журнал предупреждал: товар, которому нет износа – это трагедия для бизнеса. Массовое производство повысило доступность многих товаров. Цены снижались. Многие стали покупать не по необходимости, а ради развлечения. Экономика процветала…

И вот… крах фондового рынка, начинается паника. В 1929 году формирование общества потребления приостановилось, поскольку биржевая паника ввергла США в экономическую рецессию. Безработица достигла чудовищных масштабов. В 1933 году четверть трудоспособных американцев лишилась работы. Очереди уже стояли не в магазинах, а на биржах труда.

В Нью-Йорке родилась революционная идея оживления экономики. Бернард Лондон, крупный торговец недвижимости, предложил обуздать депрессию путем введения обязательного запланированного устаревания. Тогда эта концепция впервые была высказана в письменном виде. Бернард Лондон предложил установить для каждого товара срок годности, по истечению которого будет запрещено пользоваться товаром, и владельцы будут обязаны его сдать для последующего уничтожения товара.

Он пытался достичь равновесия между капиталом и рабочей силой, создать постоянный спрос для новых товаров, постоянный спрос на рабочую силу и постоянную прибыль капиталистам. Лондон считал, что принудительное запланированное  устаревание товаров даст толчок промышленности и потребительскому рынку и  обеспечит всех работой.

Но действительно ли Бернард Лондон хотел помочь безработным? Или он просто хотел нажиться на запланированном устаревании? Выяснить это в Нью-Йорк приехал Джайл Слейд. И даже побеседовал с Доротеей Вайстнер, которая лично была знакома с Лондоном.

Она вспоминает, что тогда в Америке был экономический кризис похуже нынешнего. Лондон был одержим своей идеей победить кризис. Он сказал тогда,  что его идея, видимо, слишком радикальна.

И действительно, идею Бернарда Лондона не восприняли всерьез, и закон о принудительном запланированном устаревании так и не был принят.

А десять лет спустя, в 50-е годы, эта идея возникла вновь, но с существенным отличием: действовать нужно не методом принуждения, а методом убеждения.

 

* * *

Запланированное устаревание. Это желание потребителя приобрести новый более современный товар чуть ранее, чем ему это необходимо.

Это прозвучал голос Брукса Стивенса, послевоенного апологета запланированного устаревания. Этот экстравагантный промышленный дизайнер разрабатывал все – от кухонной утвари до машин и поездов. И постоянно размышлял о запланированном устаревании. В духе той эпохи дизайн Стивенса сочетал стремительность и современность. В том же стиле он сделал даже собственный дом. Когда-то, глядя на этот дом, все решили, что это новая автостанция – настолько он был не похож на привычный жилой дом.

Стивенс считал, что в дизайне главное – это эффектность, он терпеть не мог невзрачные товары, которые не вызывали бы желания их купить.

В отличие от прежнего европейского принципа, согласно которого следует создавать качественные товары, которые могут служить вечно, – подобно добротному костюму, в котором человек и женится, и ложится в могилу, – американский принцип – стремиться вызвать у покупателя недовольство товаром, который еще недавно так ему нравился, убедить его сбыть этот товар по бросовой цене и купить новейший товар, оформленный по последней моде.

Брукс Стивенс ездил по всей Америке и неустанно пропагандировал запланированное устаревание. Его теория приобрела тогда огромную популярность.

 

«Посвящается американским стилистам…»

 

И мужчин, и женщин все больше интересует внешний вид товара. Они уделяют немалое внимание красоте, новизне и новаторству. Дизайн и маркетинг вызывали у покупателей постоянное желание приобрести новый товар. Брукс никогда не разрабатывал товар с намерением, что тот быстро устареет или придет в негодность с функциональной точки зрения. Только сам потребитель решал, устарел товар или нет. Никто не вынуждал его идти в магазин и покупать новую модель, он шел туда сам, по собственному выбору.

Свобода и счастье, достигаемое безудержным потреблением, стали образцом жизни Америки 50-х годов и основополагающими столпами нынешнего общества потребления.

 

* * *

 

Без запланированного устаревания не было бы ни огромных гипермаркетов, ни товаров, ни индустрии, ни дизайнеров, ни архитекторов, ни продавцов. Не было бы уборщиков и охранников, все остались бы без работы.

 

* * *

 

Как часто вы меняете свой мобильный телефон? Раз в полтора года, раз в год?

В наши дни запланированное устаревание стало обязательным пунктом в учебных программах школ дизайна и инженерии.

Борис Конев читает лекции о жизненном цикле товара. Что является современным  эвфемизмом современного запланированного устаревания. Он учит студентов дизайну, который подчинен лишь одной цели: способствует частым и повторным покупкам  товаров.

− Я сходил в магазин и купил вам несколько товаров – сковороду, солонку, рубашку, еще одну рубашку, – Борис выкладывает эти товары из своих ярких пакетов на стол перед студентами. – Рассмотрите эти товары и скажите, когда, по вашему мнению, они выйдут из употребления? Каков срок их службы?

Дизайнеры должны понимать, в какой компании они работают. Компания определяет бизнес-модель, с какой частотой она должна обновлять свой ассортимент. Этот практикум помогает дизайнерам понять, как разрабатывать изделие, которое будет соответствовать деловой стратегии их заказчика.

 

* * *

 

Начиная с 1950-х запланированное устаревание стало основой стремительного экономического роста западных стран. С этого момента рост стал священной целью нашей экономики.

 

− В нашем обществе доминирует экономика роста, направленная не на удовлетворение запросов потребителей, а на рост ради роста, на постоянный рост, приводящий к безграничному росту производства, – говорит Серж Латуш, известный критик экономики роста, подробно описавший ее механизм. – А чтобы оправдать объемы роста производства, надо увеличить объем потребления. Для этой системы необходим искусственный спрос, создаваемый тремя путями: рекламой, запланированным устареванием и кредитом.

− В нынешнюю эпоху наша роль состоит лишь в том, чтобы покупать в кредит ненужные нам товары. В этом нет ни малейшей логики, – говорит другой критик запланированного устаревания.

Критики экономики роста отмечают, что она недолговечна, поскольку в ее основе заложено внутреннее противоречие:

− Верить в возможность бесконечного экономического роста, то есть верить в безграничность земных ресурсов, может либо дурак, либо экономист. Беда в том, что теперь все мы стали экономистами.

− Зачем каждые три минуты выпускают новый товар? Разве это необходимо? Многие уже поняли, что так дальше жить нельзя. Хотя политики призывают их идти в магазины и покупать товары, поскольку это наилучший способ дать новый толчок экономике.

− Общество потребления напоминает гоночную машину без водителя, которая мчится на бешеной скорости. И скоро то ли врежется в стену, то ли свалится в пропасть.

 

* * *

 

Изучив инструкции множества моделей принтеров, Маркус понял, что во многих случаях срок их службы был заранее предопределен разработчиками.

Срок службы изделия – 18 000 страниц, 5 лет работы…

Для этого они устанавливают в недрах принтера особую микросхему.

Маркус нашел такую микросхему, которая отсчитывает заданное количество распечатанных страниц. И как только оно достигнет запланированной цифры, микросхема заблокирует работу принтера, и он прекратит печатать.

 

* * *

 

Алек Гиннес – в фильме «Человек в белом костюме».

Что испытывают инженеры, намеренно сокращая долговечность изделий?

Эта дилемма была изображена в британском фильме 51-го года, в котором молодой химик изобрел вечное волокно. Он считает, что совершил великое открытие.

Но его открытие обрадовало далеко не всех.

«Вечное волокно повергло город в страх» – пестреют заголовками газеты из кинофильма.

И вскоре его стали преследовать не только хозяева фабрики, но и рабочие, боявшиеся лишиться заработка.

Очень интересно, что подобное событие действительно произошло в текстильной индустрии.

В 40-х годах химический гигант DuPont сообщил о революционном открытии – синтетической ткани – нейлон. Женщины несказанно радовались прочным долговечным чулкам. Но их радость была короткой.

Когда был разработан нейлон, из него были изготовлены чулки, и сотрудникам отдела нейлона предложили взять их домой и предложить женам, подругам.

− Отец принес их маме, и она пришла в восторг от прочности первых нейлоновых чулок, – рассказывает дочь одного из бывших сотрудников такого отдела нейлона.

Химики DuPont были настолько горды своим достижением, что даже мужчины хвастали прочностью нейлоновых чулок, используя их для буксировки автомобилей. Беда заключалась в том, что они были слишком долговечными. Женщины были очень рады, что на них долго не появлялись стрелки, но, к сожалению, это означало, что объемы продаж чулок будут очень невелики.

 

DuPont дала своим сотрудникам новое указание: вновь встать за кульманы и разработать менее прочные волокна, чтобы чулки стали менее долговечными.

Талантливые химики, которым удалось создать прочные чулки, теперь, подчиняясь духу  эпохи, делали их менее прочными и долговечными.

Вечное волокно исчезло с завода, совсем как в кинофильме.

«Нам нужны полные права на это изобретение. Если хотите, мы выплатим вам двойной гонорар!» – в кадре из фильма дельцы давят на изобретателя, одновременно соблазняя кругленькой цифрой – четверть миллиона за права на изобретение: «Чтобы скрыть его!»

Что же испытывали химики DuPont, намеренно сокращая жизнь своего детища?

− Конечно же, инженерам было жалко тратить свой талант на создание менее качественного материала, после того как они старались создать качественный товар. Однако в каком-то смысле это – непрофессиональный взгляд на проблему, – говорит дочь изобретателя. – Ведь суть их работы – сделать крепче или слабее, в зависимости от желания заказчика.

Тогда перед инженерами встал острый нравственный вопрос: запланированное устаревание привело к пересмотру их нравственных ориентиров.

Есть инженеры старой школы, которые стремятся разработать максимально долговечный товар, который не ломается. Инженеры новой школы, попавшие под влияние рыночных тенденций, заинтересованы создать менее долговечный товар.

Новая школа одержала верх над старой.

 

* * *

 

Запланированное устаревание возмущало не только инженеров. Недовольство простых потребителей отразилось и в фильме Артура Миллера «Смерть коммивояжера», ставшего киноклассикой. Как и его герою Вилли Ломену, потребителям оставалось только сокрушаться.

«Раньше я покупал вещи, которые работали, как часы, а теперь я то и дело, что отвожу их на свалку. Едва я выплатил кредит за машину, как она сломалась!

Холодильник жует приводные ремни, как дикий зверь! Они специально сделаны так, чтобы к моменту выплаты кредита приходили в негодность!!!» – негодует киногерой.

 

* * *

 

Потребители не знали, что по другую сторону железного занавеса в странах восточного блока экономика прекрасно обходилась без запланированного устаревания.

Коммунистическая экономика основана не на свободном рынке, а на государственном планировании. Она была неэффективной и страдала от постоянного дефицита ресурсов. При такой системе запланированное устаревание теряло смысл.

И в ГДР, стране с наиболее эффективной коммунистической экономикой, официальный стандарт срока службы стиральных машин и холодильников равнялся 25-ти годам.

Герой фильма открывает перед камерой свой старый холодильник:

− Этот холодильник, купленный в Восточной Германии в 1985 году, проработал почти 25 лет (на момент создания фильма.Ред.), и я ни разу не менял в нем лампочку! Так что и эта лампочка проработала почти четверть века.

В 1981 году в восточном Берлине выпустили особо долговечную лампу. Ее стали предлагать зарубежным покупателям в западных странах. Когда производители электроламп из Восточной Германии представили свой товар на Ганноверской ярмарке 1981-го года, их коллеги из ФРГ сказали им: «Вы останетесь без работы». А инженеры из ГДР им ответили: «Нет, наоборот. Мы добились экономии энергии и вольфрама. Теперь нам работа гарантирована!»

Западные покупатели отвергли эту лампу.

В 1989-м году пала Берлинская стена. Завод был закрыт, и производство долговечных ламп прекращено. Сейчас их можно увидеть лишь на выставках и в музеях.

Через 20 лет после падения Берлинской стены культура безудержного потребления охватила и Восточную Германию. Но с одной разницей. В эпоху интернета потребители поднялись на борьбу с запланированным устареванием.

 

* * *

 

Первым клипом, совершим прорыв в этой теме, стал клип об iPоd.

− Я выложил последние деньги, купив себе iPоd за 500 долларов, – рассказывает один из авторов видеоклипа. – А через 8 месяцев вышел из строя его аккумулятор.

Я позвонил в Apple и попросил его заменить. А там, подчиняясь инструкции, мне стали советовать купить новый iPоd. «Apple не продает новые аккумуляторы для iPad» – ответили там. Меня возмутил не сам факт износа аккумулятора – ведь если в телефоне Nokia аккумулятор вышел из строя, его заменят; если в ноутбуке Apple вышел из строя аккумулятор, его тоже можно заменить, – а при таком дорогом изделии, как iPоd, при порче аккумулятора, приходится менять все изделие!

Возмущенные этим, два брата решили снять на эту тему клип. Они написали на всех вывесках с рекламой iPоd в городе: «Аккумуляторы iPоd служат всего 18 месяцев, но не подлежат замене». Они разместили клип на своем сайте «Грязные тайны iPоd», и за шесть первых недель его просмотрели шесть миллионов людей. Сайт буквально разрывался.

Элизабет Прицкер, адвокат из Сан-Франциско, посмотрела этот клип и вместе с коллегами подала на Apple в суд, обвинив фирму в заниженном сроке службы аккумуляторов. Через полвека после дела об электролампах запланированное устаревание вновь встало перед судом.

− Мы подали этот иск через два года после выхода iPоd в продажу. Apple уже успели продать в США 3 миллиона iPоd.

Группа Элизабет выбрали несколько клиентов, которые стали представителями их коллективного иска. Многие владельцы iPоd жаловались на плохую работу аккумуляторов и хотели подать иск. Одним из них был Эндрю Уэсли.

Коллективный иск практикуется только в американской юриспруденции. При этом небольшая группа истцов представляет в суде большую группу граждан и от их имени подает иск. В данном деле Эндрю представлял тысячи, если не десятки тысяч людей. Это дело стало широко известным под названием «Уэсли против Apple».

− Когда мои родные узнали, что речь идет о таком большом деле, они решили, что я стал радикалом, как Эрин Брокович, - говорит Эндрю.

В декабре 2003-го года Элизабет Прицкер подала иск в суд округа Сан-Матео, который находился неподалеку от штаб-квартиры Apple. Истцы потребовали у Apple техническую документацию, касающуюся срока службы аккумуляторов iPоd. И, получив множество документов о работе аккумулятора и его тестировании, убедились, что литиевый аккумулятор iPоd был намеренно разработан недолговечным.

Элизабет уверена, что при разработке iPоd Apple руководствовались  запланированным устареванием.

После многомесячных прений стороны пришли к компромиссу. Apple создала службу гарантии аккумуляторов и продлила срок службы аккумуляторов до 2-х лет. Истцам была предложена компенсация.

− Меня больше всего возмущает то, что Apple изображает себя молодежной новаторской компанией, однако при этом не заботится об экологии, не занимается утилизацией изделий, пришедших в негодность, что противоречит ее собственному кредо, – говорит Элизабет.

 

* * *

 

Запланированное устаревание создает огромный поток отходов, которые отправляют в страны третьего мира. Например, в Гану.

− Вот уже девять лет, как в нашу страну один за другим приплывают корабли, груженные контейнерами с отходами электроники. Это устаревшие компьютеры и телевизоры, которые в развитых странах уже никому не нужны, – говорит житель Ганы Майк Анани, глядя на вновь прибывающие с моря корабли.

Международный закон запрещает вывоз электронных отходов. Однако торговцы применяют нехитрый прием: они классифицируют эти отходы как подержанные товары. Свыше 80% таких товаров, прибывающих в Гану, не подлежит ремонту, и содержимое прибывших контейнеров отправляется прямиком на свалку.

− Мы находимся на одной из них, – рассказывает Майк, проходя по огромной дымящейся свалке, пестрящей остатками бытовой техники. – Раньше здесь протекала красивейшая река Одау, в которой в изобилии водилась рыба. Мы учились в школе неподалеку отсюда, и приходили на реку поиграть в футбол и отдохнуть немного. Рыбаки катали нас на лодках, я это отлично помню!.. А теперь все это исчезло. Мне очень горько и обидно…

Теперь дети не приходят играть на реку после уроков. Вместо этого подростки из бедных семей ищут здесь цветные металлы. Они сжигают пластиковую оболочку электропроводов, чтобы извлечь ее металлическую сердцевину. А дети поменьше копаются в остатках в поисках кусочков металла, которые не заметили старшие.

− Все те, кто наживается на этих отходах, заявляют: «Мы стремимся сделать так, чтобы Гана догнала Европу и Америку по уровню компьютеризации». Но на самом деле эти компьютеры прибывают в нерабочем состоянии, – с горечью говорит Майк. – Незачем собирать отходы, не имея возможности их переработать, особенно отходы из других стран, превращая Гану во всемирную свалку.

Герои фильма – другие критики экономики роста – полностью согласны с Майком:

− Если в индустриальную эпоху удавалось скрыть отходы от глаз, то теперь от них уже никуда не скроешься. Эпоха экономики отходов подходит к концу, поскольку нам уже просто некуда девать ее отходы.

− Я уверен, что наступит время, когда мы поймем, что наша планета не в состоянии обеспечивать бесконечный экономический рост. Ее природные ресурсы и источники энергии ограничены.

− Грядущие поколения нас не простят. Они осудят расточительный образ жизни, в котором сейчас погрязли развитые страны.

 

* * *

 

Во всем мире ширится сопротивление запланированному устареванию. Майк Анани, став жертвой этой системы, объявил ей войну. Он стал собирать различные сведения. Он показывает свою «базу данных», собранных из отходов:

− Здесь я храню отходы электроники, на которых имеется имя производителя. Вот написано «Западная Зеландия», это – Дания, а это – из Германии. Ее отправили сюда на свалку Вестминстерский колледж; вот – Apple – компания, которая кичится своей заботой об экологии. Пусть она знает, сколько здесь отходов ее продукции, – говорит Майк. – У меня есть база данных с адресами, названиями и номерами телефонов компаний, которые отправляют свои отходы на свалки в Гану.

 

Майк Анани намерен их использовать в качестве судебных доказательств.

− Мы должны применять карательные санкции, подать на них в суд, чтобы прекратить вывоз отходов электроники в Гану, – говорит Майк, бредя по огромной свалке на месте бывшей реки, где он играл в детстве.

 

* * *

 

А Маркус из Барселоны снова ищет в интернете, как можно продлить срок службы его принтера. Он нашел русский сайт с бесплатной программой для принтера, нейтрализующий микросхему блокировки. Автор программы даже потрудился объяснить причины ее создания.

− Вся беда в порочной системе, – говорит изобретатель. – Эта бизнес-модель вредна для пользователей и окружающей среды. И я сумел разработать простую и удобную программу, которая позволяет пользователям перепрограммировать микросхему.

Маркус не уверен в успехе, но все же скачивает программу.

 

* * *

 

Джон Текара поселился во французском поселке и борется с запланированным  устареванием, пропагандируя бизнес-модели и дизайнерские идеи, которые присылают ему со всего света. В бедных странах чинят все поломанные товары, идея выбрасывать товар лишь потому, что он сломался, кажется им безумной и возмутительной.

− В Индии есть такое слово «джугад», означающее традицию чинить поломанные вещи, каким бы сложным ни был их ремонт, – рассказывает Джон. – Мы ищем людей, которые осуществляют реальные проекты, а не разглагольствуют или предаются абстрактным размышлениям о том, как ужасна нынешняя ситуация и как ее изменить.

Один из них – Уорнер Филипс, потомок знаменитой династии производителей электроламп.

− Я помню, как дед водил меня на завод Philips в Эйндховене, чтобы показать, как производятся электрические лампы, – рассказывает Уорнер. – Это было захватывающее зрелище.

Почти через сто лет после создания картеля производителей ламп Уорнер Филипс продолжил семейную традицию, но в несколько ином духе: он производит светодиодные лампы, которые служат 25 лет.

− Я не отделяю бизнес от экологии, – говорит Уорнер. – Они должны сосуществовать. Это самая прочная основа для создания бизнеса. Я уверен, что нам надо учитывать истинную стоимость используемых нами ресурсов. Надо учитывать  косвенное потребление энергии при транспортировке товаров.

− Если бы перевозчики платили истинную цену доставки грузов, учитывающую,  что нефть – это невосполнимый ресурс, у которого нет реальной замены, то стоимость перевозок возросла бы в 20-30 раз! – подсчитал один из борцов с запланированным устареванием, герой нашего фильма.

− Такой скачок цен сказался бы на себестоимости товаров, став самым мощным стимулом для производителей во всем мире, чтобы они производили товары, работающие вечно, – говорит Уорнер.

 

* * *

 

С запланированным устареванием можно бороться и путем пересмотра принципов разработки и производства потребительских товаров. Новая концепция «От колыбели к колыбели» утверждает, что если заводы будут работать в гармонии с природой, то запланированное устаревание само станет устаревшим.

 

Охрана окружающей среды всегда подразумевает экономию, сокращение производства, отходов и ущерба, наносимого природе. Но посмотрите на весеннюю природу, на цветущую вишню: она ничего не экономит и не сокращает.

Природа – величайший производитель, но увядшие лепестки, листья и все остальное, ставшее ненужным, – это не отходы, они питают другие организмы. Это – замкнутый цикл.

− Природа производит не отходы, а питательные вещества. – Браунгардт считает, что промышленность может воссоздать этот безупречный природный цикл. Он доказал это, перестроив производственный процесс швейцарской текстильной компании.

− Эта ткань, например, не годится для обивки мебели, – рассказывает Браунгардт, вертя в руках кусок плотной полосатой ткани, – ее обрезки ядовиты, их выбрасывают в токсичные отходы.

Браунгардт обнаружил, что на заводе ежедневно используют сотни крайне токсичных химикатов. Браунгардту и его коллективу удалось сократить количество химикатов, необходимых для производства, до тридцати шести, и все они утилизируемы. Теперь они выбирают лишь компоненты, пригодные в пищу, – которые можно нарезать и добавить в суп.

Если недолговечный товар создан из вредных веществ, он лишь усугубляет проблему отходов, а если он создан из питательных веществ, то будет приносить пользу, даже отслужив свой срок.

Но, по мнению более радикальных критиков экономики роста, одной перестройки производства будет явно недостаточно. Они пытаются перестроить всю экономическую систему и всю нашу систему ценностей:

− Это настоящая революция. Прежде всего, это культурная революция. Смена системы ценностей. Смена менталитета.

Эта концепция называется – антирост.

Серж Латуш выступает на многочисленных конференциях, разъясняя, как нам избавиться от общества роста.

Антирост – это дерзкий лозунг, который призывает избавиться от иллюзорной веры в возможность бесконечного роста, доказывая необходимость оздоровления общества.

Суть антироста можно выразить одним словом: сокращение.

− Сокращение экологического ущерба, сокращение объема отходов, сокращение непомерного производства и потребления. Сократив производство и потребление, мы обнаружим, что есть и иные формы богатства, которые не требуют поглощения  природных ресурсов. Например, друзья и знания…

− Наша самооценка и самоуважение стали все больше опираться на обладание материальными благами, поскольку рухнули прежние ценности, определявшие степень нашего благополучия, – говорит Джон Текара. – Например, уважение окружающих, единение с природой и прочие духовные ценности, вытесненные потребительством.

 

* * *

 

Если счастье определяется лишь уровнем потребления, то мы должны быть абсолютно счастливы, поскольку потребляем в 26 раз больше, чем во времена Маркса.

Но все опросы показывают, что мы не стали в 26 раз счастливее. Поскольку счастье – это, конечно, субъективное понятие.

Критики антироста опасаются, что он разрушит современную экономику и ввергнет нас назад, в каменный век. Возвращение к экологическому балансу, при котором человечество влияет на экологию не больше, чем силы самой природы, не означает возвращение в каменный век. В масштабах такого государства, как Франция, оно означает возвращение к уровню 60-х, но уж никак не к каменному веку.

Серж Летуш говорит:

− Можно утверждать, что общество антироста станет воплощением слов Ганди: «Мир достаточно велик, чтобы накормить досыта всех людей, но он слишком мал, чтобы насытить человеческую алчность».

 

* * *

 

Маркус установил на своем принтере бесплатную русскую программу. Она сумела обнулить счетчик микросхемы принтера.

И принтер сразу заработал…

 

«Эрин Брокович» (англ. Erin Brockovich) — фильм режиссёра Стивена Содерберга. Мировая премьера состоялась 17 марта 2000 года. Фильм основан на реальных событиях.

Энергичная, импульсивная и эмоциональная до грубости красотка, бывшая миссис Вичита, с тремя детьми и дважды разведённая, ищет работу. Образования у неё нет, зато есть смелость, природный ум и напористость. Когда в её машину врезается «Ягуар», адвокатом Эрин становится Эд Мэзри, проигравший дело в суде из-за грубого поведения подопечной. Эрин заставляет адвоката принять её на работу. Взявшись за одно из дел без гонорара, она выходит на огромную корпорацию, продукция которой отравляет окружающую среду. Жертвами становятся семьи,  жившие в районе заражённых водоёмов: сотни людей заболели раком от отравлений.

Их дома компания начала скупать. Эрин, поняв, что дело нечисто, забрала из отдела водоснабжения обличительные документы. Юридическая фирма Эда Мэзри начала действовать. А в жизни Эрин появился очень милый парень Джордж с длинной косой и мотоциклом «Харлей-Дэвидсон», который стал приглядывать за её детьми.

Эрин все время отдавала работе, а Джордж превратился в няньку. В один из дней он ушел, не выдержав. Но благодаря Эрин, сотни людей получили компенсации…

 

источник - http://vu.ua/ru/article/materials/video_VU/1171.html

Hosted by uCoz