На смену путинской амбициозности приходит путинское же «обрезание амбиций»: создателей нового
истребителя увольняют
2009.03.16
Сроки реализации самого амбициозного оборонного проекта России последних лет -
создание истребителя пятого поколения - в очередной раз могут быть отодвинуты.
Как сообщает агентство «Новый
Регион», уже в июне на самой засекреченной производственной площадке - «Комсомольском-на-Амуре производственном авиационном
объединении» (КнААПО, входит в АКХ «Сухой») ожидается
массовое увольнение трудового коллектива.
Ситуацию усугубляет
внутризаводской конфликт, который развивается еще с прошлого года - недовольные
материальным положением рабочие даже написали президенту Медведеву и премьеру
Путину, но реакции первых лиц так и не дождались.
На КнААПО
сейчас собирают суперсекретный ПАК ФА («перспективный
комплекс фронтовой авиации»), внешний вид которого до сих пор составляет самую
главную тайну Минобороны России. Но в начале марта, как сказал официальный
представитель профкома КнААПО Павел Арсланов, в
профком поступило уведомление о массовом сокращении части коллектива в начале
марта.
«Под сокращение попадает чуть
более тысячи человек. В настоящее время в подразделениях объединения работает
комиссия по сокращению. Причина увольнений - сокращение производственной
загрузки КнААПО», - сообщил Арсланов.
Ситуацию усложняет трудовой
спор, начавшийся еще в прошлом году. Поводом для затяжного противостояния
коллектива и заводской администрации стало нежелание топ-менеджмента
АХК «Сухой» и руководства КнААПО повышать коллективу
зарплату. Сегодня тут платят меньше, чем на другом заводе «Сухого» - «Иркуте», который 20 февраля
показывали президенту Дмитрию Медведеву.
На «Иркуте»,
говорят рабочие, к приезду Медведева успели проиндексировать зарплату до 22,5
тысяч рублей, на КнААПО до сих пор платят не более
17,9 тысяч.
Теперь авиаспециалисты просят
повысить тариф первого разряда до 2,16 тысяч рублей (сейчас равен 1,8 тысяч), а
в коллективном договоре конкретизировать сроки индексации зарплаты.
На заводе уже прошли митинги и
пикеты, но коллектив готов пойти и на крайние меры - объявить забастовку. Тем
более что особых препятствий для этого нет - статус оборонного завода за КнААПО до сих пор не закреплен. В свою очередь прокуратура
Хабаровского края также сообщила, что не видит ограничений, препятствующих
проведению общезаводской забастовки.
Производимые «Сухим» МиГи недавно
оказались в центре армейского скандала. В ходе расследования крушения
истребителя в декабре прошлого года в Читинском районе Забайкалья около 90 из
примерно 200 осмотренных МиГ-29 ВВС России были забракованы. Всего на
вооружении российской армии находится около 300 истребителей МиГ-29.
МиГ-29 разбился и сгорел при
выполнении планового учебного полета. По словам начальника
службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил РФ генерал-лейтенанта
Сергея Байнетова, самолет упал из-за разрушения киля
в воздухе, которое стало результатом коррозии.
От редакции сайта forum.msk.ru:
Собственно, события вокруг КнААПО не являются для нас
чем-то удивительным. Удивительно скорее то, как долго властям удавалось «пудрить
мозги» обществу разными амбициозными программами
перевооружения, которые кроме PR за собой ничего не имели. Видимо, общество
просто очень хотело обманываться, потому что реальность казалась слишком уж
безнадежной.
Все, что мы писали на эту тему в
течение последних лет, анализируя состояние отечественного ОПК и особенно
авиастроения, в целом признавалось»клеветой на
действительность». Потому что общество не хотело верить в реальный масштаб
развала. Поэтому верило сказкам про истребитель пятого
поколения, который в абсолютном секрете делают неведомые спецы на коленке, и
вот-вот прямо с этой коленки он стартует в небо - в то время как стратегический
противник давно серийно производит истребители этого самого пятого поколения и
его ВВС закупают их десятками. Столь же чудесная сказка про суперсамолет «Суперджет», который
вот-вот выведет наш авиапром в мировые лидеры, и уже
мировые авиаперевозчики дерутся за место в очереди, чтобы купить наше чудо. Ну
и еще несколько «чудес» поскромнее.
И где оно все?
Ну а увольнение тысячи последних
специалистов, еще умеющих собирать самолеты - оно вот, перед глазами.
Анатолий Баранов