Вперед, в трясину!
— Как можно кратко охарактеризовать суть бюджета-2011?
— У нас уже были бюджеты упущенных возможностей, бюджеты
спада. А это — бюджет затягивания в трясину необдуманных решений и провальных
реформ. Цена на нефть растет, но не так лавинообразно, чтобы погасить все
издержки ошибок. Поэтому те задачи, которые были поставлены ранее и начали
худо-бедно решаться, бросают на полпути и бегут к следующим задачам. К примеру,
в 2009—2010 годах пошли на большие расходы ради повышения пенсий, чтобы
попытаться довести их уровень до 40% от средней зарплаты. Теперь об этом
забыли, и коэффициент замещения поползет вниз, по прогнозу опустившись к 2013
году до 35,8% с 37% в 2010 году. На самом деле уже к началу 2011 года
коэффициент замещения составит не больше 34—33%... Зато вдруг вспомнили, что с
наукой совсем плохо, и реанимировали национальные проекты, которые в прошлом
году были почти сведены на нет. Но и здесь без рывка,
подход чисто формальный... В 2010 году решили, что оплачивать больничные листы
надо щедрее, исходя из суммы уплаченных за конкретного гражданина в Фонд
социального страхования взносов, а сейчас сокращают выплаты...
К тому же бюджет практически не подлежит анализу.
— Как это?
— Понять и сделать выводы в состоянии многие, для этого достаточно
элементарного экономического образования, а вот разобраться — едва ли. У нас в принципе очень плохая классификация (систематизированная
группировка доходов и расходов по однородным признакам, с присвоением объектам
классификации специальных кодов. — “МК”),
и невозможно понять, на что идут те или иные деньги. А бесконечные
изменения классификации делают несопоставимыми бюджеты разных лет — все время
меняются и коды, и их содержание. Например, в этом году количество разделов
классификации увеличено с 11 до 14, из раздела “Здравоохранение, физическая
культура и спорт” выделены расходы на физкультуру и спорт, из раздела
“Культура, кинематография и СМИ” — расходы на СМИ и т.д., и т.п.
И главная фишка: реально идет сокращение ассигнований в социальные отрасли
(если на три года написана почти одна и та же сумма, это означает с учетом
инфляции существенное сокращение), но признаваться в этом не хочется. Поэтому
сделано так, чтобы никто ни в чем не разобрался. Расходы на инвестиции в
региональное образование, здравоохранение, культуру, доплаты за классное
руководство, которые раньше шли по линии межбюджетных трансфертов субъектам
Федерации, теперь приплюсованы к расходам по функциональным разделам —
образование, здравоохранение, культура...
— Значит, чтобы узнать чистые расходы на образование, нужно вычесть
инвестиционную составляющую?
— Да, надо вычитать. И сопоставлять полученную цифру с 2010 годом. Наперсточничество, иначе не скажешь.
— Но к бюджету же прилагается обширная пояснительная записка!
— Кое-что там расшифровано и таблицы какие-то есть, но зато почти нет
сопоставлений с предыдущим годом, а какой без них анализ? Причем где-то все
показано вплоть до миллионов, а где-то нет расшифровки и десятков миллиардов. А
если Минфину не хочется объяснять, сколько конкретно пойдет на те или иные цели
в 2011 году, дается общая сумма за 2011—2012 годы или даже за 2011—2013-е. К
тому же бюджет представлен в виде, не подлежащем машинной обработке, и желающим
разобраться в нем предлагается стать Золушкой: все зерна перепутаны — и надо
ручным способом отделить одно от другого.
— Но это высший пилотаж — писать такие пояснительные записки!
— Мастерства не отнимешь. Единственная задача, которая решена, — сделать
бюджет непрозрачным, запутанным. Его невозможно адекватно оценить ни
руководителям государства, ни аналитикам, ни депутатам, ни общественности. Если
коррупция и уменьшится, это будет чудо, потому что при таком бюджетном
планировании можно зарыть и “потерять” десятки миллиардов...
Хотя программные цели изложены очень красиво. Первая из них — бюджет как
один из “важнейших инструментов макроэкономического регулирования”. И тут же
возникает вопрос о росте государственного долга. В прошлом году мы говорили,
что раскручивать эту пирамиду не стоит. Но деньги занимались, и в результате
расходы на обслуживание долга выросли на 109 млрд. рублей, то есть на 40%.
Только за год прирост расходов на обслуживание долга превышает наши расходы на
культуру и в три раза больше расходов на лесное хозяйство! А в 2011 году
основным источником покрытия дефицита окончательно становится размещение
государственных ценных бумаг, и к 2013 году обслуживание долга съест уже 600
млрд. рублей, что превысит наши расходы на образование и культуру, вместе
взятые.
Уму непостижимо: имея Резервный фонд, осуществлять заимствования! Ведь долг
плох не сам по себе, а тем, что влечет за собой расходы по обслуживанию.
— А какие есть варианты, если дефицит на 2011 год запланирован на
уровне 3,6% ВВП, а средства фонда будут исчерпаны полностью?
— Резервный фонд должен был исчерпаться в нынешнем году, но этого не
произошло, потому что цена на нефть, как мы и предсказывали, оказалась гораздо
выше, чем прогнозировало правительство, и доходы бюджета оказались больше.
Бюджет 2011 года, как нам кажется, тоже посчитан,
исходя из заниженной цены на нефть: она будет не 75, а выше 80 долларов за
баррель. И потом, можно подумать, что ради затыкания дыры в бюджете
действительно продавались те ценные бумаги, которые лежат за границей и
составляют основу Резервного фонда! Да мы просто печатали деньги на эту сумму и
переводили их с одной строки учетной записи на другую! Если бы реально тратился
Резервный фонд, мы бы увидели сокращение золотовалютных резервов на ту же
сумму. Но этого не происходит.
Ученые землекопы
— Еще одна программная цель бюджета—2011 — “разработка и внедрение
инструментов поддержки инноваций”.
— Я не вижу инструментов поддержки инноваций. По крайней мере
налоговое стимулирование инновационной деятельности планируется очень
небольшое, и касается оно в основном узкой группы предприятий — резидентов “Сколково”.
Еще принимаются законы, устанавливающие льготный режим уплаты страховых
взносов для предприятий, занимающихся информационными технологиями, и малых
инновационных предприятий, созданных на базе вузов. Но эти льготы никак нельзя
считать стимулирующими, они восстанавливают то, что было: отдельные сектора
инновационной экономики просто решено не губить окончательно в условиях резкого
роста налогового бремени — и все.
— А как же расходы на науку?
— Здесь тоже эквилибристика. Роста расходов на науку там, где сосредоточен
основной научно-технический потенциал, нет. Так, на военную науку дали 155
млрд. рублей в 2010 году, в 2011-м дадут 166 млрд., но этот рост 3,8% — ниже
официально заявленной инфляции. На фундаментальные исследования якобы выделяют
больше на 16%, но в этот раздел записано предоставление грантов в области
культуры и СМИ. При всем уважении к СМИ — это не фундаментальные исследования.
Фондам поддержки науки, например РФФИ, о которых очень хорошие отзывы ученых,
вообще не увеличили ассигнования ни на копейку, что с учетом инфляции будет
меньше. Частично учтены и наши предложения — 804 млн. заложено на президентские
гранты научным работникам, но это в 70—100 раз меньше того, что необходимо.
[img=1103]
Но больше всего фокусов в предоставлении расходов на программы инновационной
направленности. Записано в пояснении Минфина, что инновационных программ — на
604 млрд. рублей. Однако половина этой суммы — программа модернизации
транспортной системы, преимущественно дорожное строительство. Подавать рытье
котлованов и укладку асфальта за инновации под силу только нашему доблестному
Минфину.
— Но бюджет действительно “социальный”, как говорят?
— Никакой социальной составляющей в бюджете тоже нет. Посмотрите рост фонда
оплаты труда в системе высшего образования: 2,1%, в 3 раза меньше официальной
инфляции. Фонд заработной платы по федеральным клиникам сокращается и в
абсолютных цифрах, а в системе академической науки увеличивается лишь на 4,6%.
И рост расходов — это рост преимущественно на оплату повышенного тарифа
страховых взносов.
Еще одна цель бюджета — “повышение качества человеческого капитала”. Это
вообще чудо! С середины 2012 года в полном объеме должен вступить в силу закон
о новом механизме финансирования бюджетных учреждений, и уже видно, что расходы
на образование, культуру, здравоохранение замораживаются. А
индексация коммунальных расходов планируется только в рамках официально
заявленной инфляции, то есть на 6,5%. Причем в следующем году электроэнергия
подорожает по плану на 10%, газ — на 17%, железнодорожные перевозки — на 10%, а
тарифы на услуги ЖКХ — на 13%. Таким образом, налицо сжатие расходов в
учреждениях образования и здравоохранения, что предполагает либо их закрытие,
либо коммерциализацию.
Конечно, некоторый плюс дает поддержка ведущих вузов и национальных
университетов — 30 млрд. рублей, на Высшую школу менеджмента — 1 млрд. Фонд
оплаты труда федеральных бюджетников индексируется с 1 июня, стипендиальный
фонд — с 1 сентября. Но нигде не написано, какой будет стипендия после
повышения. Потому что это смех: думский Комитет по образованию подсчитал, что у
учащихся ПТУ и колледжей прибавка составит 20—25 рублей к
нынешним 400, а у студентов вузов — 60—65 рублей к нынешним 1100. Причем
стипендии не индексировались уже 3 года — с прошлых выборов…
Собирается правительство и “обеспечить долгосрочную
устойчивость и сбалансированность пенсионной системы”. Но бюджет на ближайшую
трехлетку наглядно свидетельствует о провале пенсионной реформы.
— Но индексация-то пенсий запланирована!
— Да, но в 2011 году они готовы проиндексировать пенсии только на 8%. А
заработная плата в любом случае будет расти более высокими темпами, что, как мы
уже говорили, приводит к снижению коэффициента замещения.
Болеть себе дороже
— У кого она, интересно, растет, эта зарплата? Никто из моих
знакомых столь отрадный факт не зафиксировал.
— Растет зарплата в нефтяном и газовом секторе экономики, в финансовом
секторе. И потом, у нас же резкая неравномерность в оплате труда. Все, что
заплатили топ-менеджменту, частично тоже показывает
рост. То есть растут зарплаты в том сегменте, который не облагается страховыми
взносами — более 415 тысяч рублей в год.
— А что будет с госслужащими? В Госдуме лежит законопроект, который
предусматривает замораживание нормы о ежегодной индексации их зарплат в
соответствии с инфляцией. Им не будет и 6,5% прибавки?
— Госслужащим предложено сокращение численности на 20%, а 50% экономии
обещано оставить в распоряжении организаций. Но и там все очень забавно.
Формально у нас сокращение и по органам исполнительной власти (за исключением
фискальных и таможенных), и в аппарате правительства, и в Администрации
Президента. Казалось бы, экономия. Но в разделе “Общегосударственные вопросы”
заложено 5 млрд. рублей на обеспечение этого сокращения. Президент велел
сокращаться — ему покажут, что выполнили. Но непонятно, дешевле это или дороже,
чем платить зарплаты сокращаемым...
— Как вы оцениваете предлагаемые правительством изменения порядка
оплаты больничных листов?
— Это самое потрясающее предложение в смысле заботы о повышении качества
человеческого капитала. Работодателю со следующего года увеличили страховые
взносы с 26% до 34%, но этого мало: его заставят платить еще за один день больничных. При этом реальные ассигнования на выплату
больничных сокращаются по сравнению с предыдущим годом на 22 млрд. рублей.
Основная причина низкой продолжительности жизни в России — смертность в
трудоспособном возрасте, особенно среди мужчин. И так-то они больничные не
берут... А если уж говорить о здоровье женщины-матери, то,
прежде чем взять отпуск по беременности и родам, как правило, она еще несколько
раз сидит на больничном, вынашивая ребенка. Значит, и по женщинам удар.
Тем более что вряд ли у многих беременных стаж превышает 15 лет — именно
столько теперь надо будет проработать, чтобы заслужить 100%-ную оплату больничного. И это же относится к больничным листам по уходу
за ребенком...
А новый хитрый механизм расчета (исходя из средней зарплаты за два года)? Позади как раз 2 кризисных года, когда очень многие были на
неполном рабочем дне, сокращенном заработке, в принудительных отпусках за свой
счет или сидели на пособиях... Причем экономия-то совершенно
грошовая. Какой смысл создавать специальный фонд в 460
млрд. рублей на обновление материальной базы здравоохранения, а на больничных,
которые с точки зрения сохранения здоровья дают эффект гораздо больший, чем сверхдорогостоящий томограф в отдельно взятой больнице
отдельно взятого региона, экономить несколько десятков миллиардов?
Вот такой бюджет. На том, что людям напрямую идет, на “безоткатных” статьях
— сплошная экономия. Зато на стройки века с их масштабными
госзакупками не жалко: на Олимпиаду выделяется 192
млрд. рублей, на саммит АТЭС — 52 млрд. (Для сравнения: расходы на увеличение
заработной платы бюджетникам в образовании — 5 млрд., на рост стипендий — менее
1 млрд.). А бороться с порочными схемами и ликвидировать нерациональные
финансовые потоки в том же Пенсионном фонде, в медстраховании
или при госзакупках, ограничить рост тарифов не могут
или не хотят.