Кириенко назначили срок
Сергея Кириенко поставили во главе Росатома, чтобы контролировать очень объемные финансовые потоки, которые идут через это ведомство. Назначение Кириенко - чисто политическое, как и остальные нынешние перестановки: к сути тех направлений, которые получили новых кураторов, эти перестановки не имеют никакого отношения. А поскольку назначение Кириенко временное, связанное с какими-то дальнейшими планами Кремля, то и реально заниматься решением проблем в отрасли ему вряд ли придется.
Вызывает сожаление уход Александра Румянцева - предыдущего главы Росатома, который был в этой должности очень уместен и резко контрастировал со своим предшественником Адамовым: в первую очередь отличался высокой порядочностью и к тому же был профессионалом. Румянцев начал реальную борьбу с коррупцией и упорядочением деятельности всевозможных коммерческих структур, которые роятся вокруг Росатома. Но, видимо, кого-то в Кремле Румянцев не устраивал. Вполне возможно, именно потому, что разворошил "осиное гнездо".
Он действительно болел за дело. Начал активную работу с тяжелейшей проблемой Челябинского комбината - НПО "Маяк", в частности, занимался проблемой водоемов с жидкими радиоактивными отходами, которые находятся в аварийном состоянии. Он позитивно отнесся к нашей инициативе о переселении села Муслюмова, пострадавшего от аварии на "Маяке" в 1957 году. Не думаю, что Кириенко будет всем этим заниматься - по крайней мере, в ближайшее время, пока он будет входить в курс дела. Тем более что перед ведомством Сергея Кириенко стоит немало проблем. Одна из острейших - безопасность ядерных объектов. В 2002 году мы опытным путем установили, что Красноярский химический комбинат не охраняется, просто проникнув туда без особых проблем. После этого на комбинате построили рубеж обороны и поставили вооруженную охрану.
Но это был один объект, а по России их тысячи. На месте Кириенко я бы начал с атомных станций: некоторые из них, расположенные рядом с очень крупными городами, находятся в ужасном состоянии и являются просто подарком для террористов. В первую очередь надо находить деньги на это, а уж потом на какие-то грандиозные проекты. На мой взгляд, новому главе Росатома разумно было бы приостановить программу строительства новых атомных станций и за счет этого усилить охрану объектов и решить проблему ядерных отходов, которая так и остается нерешенной.
К счастью, ядерные отходы в Россию пока не ввозят. И история со строительством российской атомной станции в иранском Бушере имеет к этому непосредственное отношение: США не готовы ввозить нам отработанное ядерное топливо, пока мы имеем дело с Ираном. Поэтому в некотором смысле Росатом надо даже благодарить за то, что он затеял историю с Ираном: это не позволяет превращать Россию в ядерную свалку.
Острейшей остается проблема реабилитации территорий, окружающих ядерные объекты, такие, например, как НПО "Маяк". Атомная энергетика в России очень рентабельна. Такого больше нет нигде в мире. Потому что у нас в стране, в отличие от всех остальных ядерных держав, средства от атомной энергетики не идут на ликвидацию последствий от ее деятельности. Ведомству Сергея Кириенко пора наконец задуматься над тем, чтобы и у нас эта отрасль стала менее рентабельной и материально отвечала бы за свою работу.
Но, к сожалению, в Росатом за последние годы нагнали много коммерсантов. Боюсь, что коммерциализация в ущерб профессионализму будет продолжаться. Что очень опасно: с ядерными объектами нельзя шутить. И Кириенко должен отдавать себе в этом строгий отчет.
Сергей МИТРОХИН заместитель председателя партии "Яблоко"
(газета "Московские новости", 18 ноября 2005 года)