"СОВЕТСКАЯ
РОССИЯ" N 114
(12727), суббота, 27 августа 2005 г.
АТОМНАЯ
ПЕНА
Почему Россию вытесняют с
международного рынка ядерных технологий
ПОСЛЕ ПУСКА первой в мире АЭС в
1954 году в городе Обнинске по всей планете началось триумфальное шествие
атомной энергетики. Казалось, был найден практически неисчерпаемый и экологически
чистый источник энергии. Наиболее технически развитые страны, успевшие освоить
ядерные технологии, стали в массовом порядке строить атомные станции, создавая
новые отрасли атомного машино- и приборостроения. Россия среди стран,
осваивающих мирный атом и экспортирующих высокие технологии, стала лидером.
В 1956 году были подписаны
первые соглашения об оказании технического содействия в сооружении
опытно-промышленных атомных электростанций в ЧССР и ГДР. Всего в 70—80-х годах
прошлого века в Болгарии, Венгрии, Чехословакии, ГДР и Финляндии при
техническом содействии СССР и по советским проектам было введено в эксплуатацию
около 30 энергоблоков атомных электростанций общей мощностью более 12 тысяч
мегаватт. Построенные АЭС составили основу электроэнергетики, производя и на
сегодняшний день до 50% электроэнергии в энергобалансе этих стран. Кроме
атомных электростанций в странах, желающих развивать атомную энергетику,
создавались экспериментальные реакторы, собственные национальные лаборатории и
институты. СССР располагал всем необходимым для экспорта самой
высокотехнологичной продукции, которую представляют атомные станции:
конструкторские бюро и проектные институты, способные создавать проекты атомных
станций, машиностроительная и приборостроительная индустрия, предприятия
ядерного топливного цикла, строительные и монтажные организации, способные
построить эти сложнейшие объекты в любой стране мира.
Сейчас много говорится о
недостатках международного технического сотрудничества России с зарубежными
странами, но факты говорят за себя: АЭС «Ловиза» в Финляндии, построенная СССР
на рубеже 80-х годов прошлого века, до настоящего времени считается одной из
лучших в мире по экономическим и техническим показателям. А проекты АЭС с
водо-водяными реакторами (ВВЭР), выпущенные в СССР, не уступали лучшим мировым
аналогам. АЭС с реакторами чернобыльского типа — РБМК — никогда не строились за
рубежом.
В 80-х годах были начаты работы
по сооружению АЭС в Польше, Северной Корее, Ливии и на Кубе. Безусловно, такое
сотрудничество было выгодно СССР, ведь стоимость одного киловатта установленной
мощности превышала тысячу долларов. Сооружение только одного энергоблока
мощностью 1000 мегаватт приносило миллиард долларов плюс поставки ядерного
топлива на весь проектный срок работы и техническое сопровождение эксплуатации,
стоимость которых также превышает миллиард. Создавались и новые рабочие места:
в сооружении АЭС и изготовлении оборудования и ядерного топлива было занято
более 400 тысяч человек. Более ста заводов, институтов, конструкторских бюро и
комбинатов с целыми городами работали на создание атомной энергетики. Строились
настоящие гиганты, такие как Атоммаш в Волгодонске Ростовской области, аналога
которому по производственным возможностям не было в мире, где в цехах размером
в несколько гектаров, оснащенных самым современным оборудованием, трудилось
около 30 тысяч человек. Усиливалось и геополитическое влияние СССР, без
которого осуществлять не только сооружение, но и эксплуатацию АЭС было
невозможно, рос престиж страны как великой ядерной державы. Развитие атомной
энергетики за рубежом потребовало создания и специализированных организаций —
Зарубежатомэнергострой и Атомэнергоэкспорт, выступавших в роли
правительственных агентов и организаторов этого процесса.
Создание собственной атомной
энергетики было выгодно странам-покупателям ядерных объектов: ведь кроме
источника дешевой электроэнергии, позволяющего развивать экономику и укреплять
энергетическую безопасность, они получали доступ к передовым высоким
технологиям. Решения о сооружении атомных объектов принимались на самом высоком
политическом уровне стран-участниц и осуществлялись по межправительственным
соглашениям.
Старались не отстать от
Советского Союза и другие ядерные державы, лоббируя строительство АЭС не только
в своих, но и в других странах, разделив мир на сферы ядерного влияния. Всего в
конце прошлого века было введено в эксплуатацию более 400 энергоблоков атомных
электростанций. Показателен в этом отношении пример Франции. После
энергетического кризиса 60—70 годов, вызванного ростом цен на органические
теплоносители, она твердо взяла курс на развитие атомной энергетики как основы
энергетической безопасности. Национализировав частную компанию ЭДФ (Электрисити
де Франс) и обеспечив протекционизм развитию атомной энергетики на
государственном уровне, Франция смогла обеспечить не только свою энергетическую
и экологическую безопасность путем выработки на АЭС около 80% электроэнергии,
но и стать крупнейшим экспортером электроэнергии в Европе (на сумму более 2,5
млрд. евро ежегодно), а также солидным игроком на международном рынке
строительства АЭС.
СИТУАЦИЯ изменилась после
аварии на американской АЭС «Три Майл Айленд» и катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Если в Америке авария с плавлением активной зоны реактора была локализована в
пределах энергоблока, то на Чернобыльской АЭС радиоактивное облако вырвалось за
пределы станции, накрыв территории целого ряда областей СССР, сопоставимые с
размерами среднего европейского государства. После этих событий развитие
атомной энергетики во всем мире было приостановлено. Начался процесс
переосмысления состояния безопасности, модернизации и реконструкции атомных
станций. Резко сократилось количество стран, планировавших создавать у себя
атомную энергетику, на международном атомном рынке установилась жесточайшая
конкуренция.
Поражение СССР в холодной войне
и последующий распад СССР нанесли сокрушительный удар по позициям в области
экспорта ядерных технологий. На разных стадиях сооружения было прекращено
строительство 25 энергоблоков мощностью более 16 тысяч мегаватт в ГДР, Кубе,
Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Северной Корее и Ливии. Были разорваны
десятилетиями создававшиеся сложнейшие кооперационные связи по производству
оборудования и сооружению АЭС. Монетаристская политика внутри России, приведшая
к кризису неплатежей и разрушению экономического потенциала страны, поставила
на грань выживания национальную атомную энергетику и все организации, связанные
с ней. Практически безвозвратно потерян Атоммаш — гордость атомного
машиностроения, где уникальное оборудование было разграблено и продано. Тем не
менее основы создания атомных станций — производителей реакторного
оборудования, научный, проектный и конструкторский потенциал все же удалось
сохранить. Произошло это в немалой степени благодаря твердой позиции тогдашнего
министра по атомной энергии Михайлова В.Н., даже в то сложнейшее время
сумевшего отстоять единство отрасли и минимизировать потери.
Смутные времена, наступившие
для России, вынесли на поверхность разную пену и временщиков в лице одержимых
жаждой наживы людей, из четырех арифметических действий хорошо усвоивших только
два: отнимать и делить. Тем не менее до 1998 года благодаря все тому же
Михайлову, удавалось отстоять как интересы отрасли, так и государственные
интересы. Во многом этому способствовала кадровая политика. Тогда к рулю в
отрасли не допускались так называемые коммерсанты и менеджеры. Дело в том, что
в Минсредмаше СССР, как ранее называлось атомное ведомство, была создана четкая
система подготовки и расстановки кадров, где на первое место всегда ставились
профессионализм, преданность делу и организаторские способности. Именно
усилиями таких людей в то смутное время были заключены многомиллиардные
контракты на сооружение энергоблоков АЭС в Иране, Индии и Китае, которые не
дали атомной промышленности окончательно погибнуть. Ядерный комплекс даже в то
время, когда безвозвратно рушились и исчезали целые отрасли промышленности,
показал удивительную живучесть. Не сбылась цель американцев, образно
сформулированная министром обороны США У.Перри, который заявил: «Советский
(имея в виду российский) ядерный комплекс подобен гидре многоглавому чудовищу
из греческой мифологии: бесполезно просто отсекать его головки, нужно
уничтожить само чудовище, иначе появятся новые».
Однако после назначения
министром Минатома Адамова ситуация явно, как говорят атомщики, пошла в разнос.
Сейчас бессмысленно поднимать вопросы о коррупции, воцарившейся в отрасли с
приходом Адамова, когда временщики и людская пена, всплывшая в России, были
допущены в ядерную отрасль. Достаточно привести пример из справки комиссии
Государственной думы по борьбе с коррупцией, характеризующей новую кадровую
политику в отрасли:
«Приказом Минатома России №60
от 2 февраля 2000 г. якобы для осуществления толлинговых схем с Арменией и
другими республиками бывшего Союза ССР (фактически экспорт тепловыделяющих
сборок) создано Государственное унитарное предприятие (ГУП) «Средмашэнерго» со
статусом эксплуатирующей организации (ответственной за ядерную и радиационную
безопасность при обращении с ядерным топливом), директором которого назначен
30-летний Дяминов С.Р. (1970 г.р., работал в 1989—1990 гг. в кооперативе
«Заря», в 1990—1991 гг. — зам. генерального директора по маркетингу ПО
«Харьковтракторозапчасть», в 1991—1994 гг. — председателем правления АО
«Станк»). По полученным данным, возглавляя фирму «Станк», Дяминов активно
занимался расчетами украинских АЭС за поставленное из России ядерное топливо
(ЯТ), все производство которого находится в РФ. В результате этой деятельности АО
«Станк» осталось должно производителям ЯТ (в то время они объединились в
концерн ТВЭЛ) около 12 млн. долларов США. Дяминов выехал с Украины, вывезя
семью за границу, а долги взяло на себя украинское объединение АЭС
«Энергоатом». В 1998 г. Дяминов учредил в г. Курчатов (Курская АЭС) предприятие
«Энергоимпекс». Уже будучи директором ГУП «Средмашэнерго», он заключил с
Ленинградской АЭС через «Энергоимпекс» договор № 539 от 1 июня 2000 г. о
поставке за простые векселя на сумму 360 млн. руб., обмененные в этих целях на
векселя ОАО «Машиностроительный завод», ядерного топлива для ЛАЭС.
Обязательства не были выполнены, ЯТ не поставлено. В результате длительных
разбирательств ЛАЭС с большим трудом удалось вернуть свои активы. Как стало
известно, МВД Украины расследуется уголовное дело № 6/111 в отношении Дяминова,
который совместно с должностными лицами ряда крупных промышленных предприятий
Украины в 1994—1996 гг. переводил на счета коммерческих предприятий в
иностранных банках денежные средства, полученные от продажи электроэнергии и
реализации на экспорт алюминиевых сплавов, а затем обращал их в свою пользу».
После появления в российской
прессе информации о том, что на Украине в отношении Дяминова возбуждено
уголовное дело, в сентябре 2000 г. он был уволен из Минатома России «по
собственному желанию». Аналогичная кадровая вакханалия установилась и в других
подразделениях и организациях отрасли, особенно в тех, через которые шли
большие финансовые потоки. Но даже при Адамове организации, осуществляющие
строительство ядерных объектов за рубежом, продолжали возглавлять специалисты.
Ведь вопрос заключался не только в миллиардных денежных поступлениях в Россию и
сохранении сотен тысяч рабочих мест, но и в престиже страны, на которую в
конечном счете ложилась ответственность за реализацию межправительственных
соглашений по строительству АЭС за рубежом.
Изменения произошли позднее, в
начале XXI века: Атомстройэкспорт,
объединивший в себе Зарубежатомэнергострой и Атомэнергоэкспорт, был продан
олигархическим структурам, в частности, «соловью РСПП», как его окрестила
пресса, К.Бендукидзе, который и стал первым руководителем этой структуры. После
этого государство в лице Минатома фактически утратило контроль над реализацией
межправительственных соглашений по сооружению за рубежом таких сложных и
престижных объектов, как атомные электростанции. Олигархия взялась за это
прибыльное дело. Однако вместо системной работы по заключению новых контрактов
и реализации действующих разгорелась война с целью захвата других участников
сооружения АЭС. В частности,
Бендукидзе организовал поглощение ОКБ «Гидропресс», занимающееся
проектированием ядерных установок. Главному конструктору этого предприятия с
большим трудом удалось остаться в государственной собственности. Можно спорить,
какой собственник более эффективный — государство или частник, но тезис, что
конечный итог работы предприятия зависит в основном от качества управления и
соответственно менеджмента, не оспаривается никем.
Россия с треском проиграла
тендер на строительство АЭС в Финляндии. Хотя предпосылки для выигрыша тендера
были: ведь почти 20-летняя безупречная эксплуатация АЭС «Ловиза» доказала
надежность и экономичность АЭС, построенной по российскому проекту. Более 3
млрд. долларов на строительство энергоблока мощностью 1,5 тыс. мегаватт
достались французам, системно развивающим свой атомный сектор. Все это
происходило на фоне соловьиных трелей о неизбежности победы в тендере. Более
того, оказались провалены практически все действующие контракты по
строительству АЭС: «Бушер» в Иране, «Тяньвань» в Китае, наметилось отставание и
в строительстве АЭС в Индии. В это время при Атомстройэкспорте создавались
фирмы-однодневки, через которые пошли финансовые потоки от зарубежных
контрактов. Разгорался международный скандал, престиж России как великой
ядерной державы оказался под угрозой. К поиску средств, полученных
Атомстройэкспортом на строительство АЭС, была вынуждена подключиться и Счетная
палата, проверявшая ход дел в Иране, и Генеральная прокуратура РФ, уже
обнаружившие исчезновение гигантских денежных средств.
Впрочем, валить все на олигарха
было бы некорректно. Постарались и временщики в самом Минатоме. Если раньше
проекты российских АЭС не уступали по своим технико-экономическим показателям
зарубежным аналогам, то сейчас в создании проектов новых АЭС наметилось
хроническое отставание. Предлагаемые российской стороной проекты на базе
созданной в 70-х годах реакторной установки ВВЭР-1000 уже значительно уступают
зарубежным проектам как по стоимости и срокам строительства, так и по техническим
и экономическим характеристикам. И дело не только в хронической нехватке
средств, а прежде всего в их эффективном использовании.
Депутаты Государственной думы
уже забросали обращениями правоохранительные органы, пытаясь найти ответ на
вопрос: почему только в 4 квартале 2002 года головной институт по
проектированию новых АЭС Атомэнергопроект перечислил более 70 млн. рублей
различным ООО и ЗАО? Средства были перечислены по договорам на выполнение
сложнейших работ, которые, по заключению экспертов, могли выполнить только
специализированные институты, оснащенные современным оборудованием и
экспериментальной базой. Впрочем, ответ очевиден: большинство этих ООО и ЗАО
были связаны между собой и директором Атомэнергопроекта Малышевым А.Б. через
сложную схему владения пакетами акций Смоленского завода холодильников и АКБ
«Инбанкпродукт». Т.е. семена коррупции, посеянные Адамовым, дали бурные побеги.
ЕСТЬ ЕЩЕ ОДИН аспект
взаимоотношений на международном ядерном рынке, вытекающий из пошатнувшегося
статуса России как великой ядерной державы. Высшее политическое руководство
страны стало проигрывать при лоббировании интересов своих производителей. Яркий
пример этого продемонстрирован на недавней встрече американского президента и
премьер-министра Индии, почти целиком посвященной атомным вопросам. В итоге
взамен политических уступок Индии в области нераспространения ядерных
технологий американские фирмы получили доступ к участию в реализации индийских
атомных программ.
Сейчас подводятся итоги тендера
на строительство еще двух АЭС в Китае, но шансы у российской стороны выиграть
их, даже несмотря на установившиеся хорошие международные отношения двух стран,
минимальны. Нельзя при всей любви и дружбе «русский—китаец братья навек» сбыть
технически и экономически устаревший проект АЭС с ВВЭР-1000, особенно после
провалов в строительстве аналогичных станций в тех же Китае и Иране. И
дальнейших перспектив, кроме ранее заключенных контрактов, кажется, у России
нет. Россию уже фактически вытеснили с международного рынка строительства АЭС.
И произошло это прежде всего из-за неумения, а может, и нежелания организовать
работу.
Уже давно Бендукидзе сменил
беспокойное место руководителя Атомстройэкспорта на место министра в теплой
Грузии (многострадальному грузинскому народу можно только посочувствовать) и,
казалось, государство должно вернуть контроль над этим стратегическим
направлением. Но на деле происходит обратное: за два года в Атомстройэкспорте
сменилось шесть первых руководителей. Отличительной особенностью назначений явилось
то, что ни один из них не строил, не эксплуатировал и не вводил объектов
сложнее коттеджа на Рублевском шоссе. Среди высших руководителей
Атомстройэкспорта уже стало трудно найти человека, разбирающегося в атомной
энергетике и строительстве АЭС. Все это приводит не только к потере Россией
международного атомного рынка, но и к реальной угрозе окончательной утраты
атомного машино- и приборостроения. Вот тогда Россия, первой в мире освоившая
мирное использование атомной энергии, не сможет построить не только за рубежом,
но даже у себя ни одной атомной станции.
Сейчас весь мир снова стоит на
пороге атомного ренессанса. Крупнейшие державы мира приняли амбициозные
программы по продолжению развития атомной энергетики. В США в этом месяце
вступил в силу закон, определяющий развитие энергетики на ближайшую
перспективу, где атомной энергетике отведена ключевая роль. Только Китай, Индия
и Иран в ближайшие 15 лет должны построить более 30 энергоблоков АЭС. А это
заказы на десятки миллиардов долларов, способных дать новый импульс в развитие
экономики России. И вопрос стоит предельно жестко: или российские атомщики
избавятся от временщиков и атомная энергетика сможет составить основу развития
страны, или сбудется цель американского министра обороны уничтожения российского
ядерного комплекса, и Россия навсегда останется сырьевым придатком «золотого»
миллиарда.
И. НИКИТЧУК,
сотрудник
РФЯЦ-ВНИИЭФ (Арзамас-16) в 1969—1995 гг., депутат Государственной думы РФ 2-го
и 3-го созывов, доктор технических наук.
С.
ЩЕРБАКОВ,
заместитель
генерального директора концерна Росэнергоатом в 1997—2000 годах.