ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ.
* * * * *
СКБ
"ГАЛАКТИКА",
Куйбышевский авиационный институт им.С.П.Королева,
1990 г.
Предисловие 2000 г.
...Весной 1990-го г. на
4-м этаже 3-го корпуса Куйбышевского Авиационного
института (КуАИ) им. академика С.П.Королева, на подоконнике, напротив того конца
коридора, в котором тогда находилась кафедра "Летательные аппараты",
произошло событие, не только ставшее буквально судьбоносным для его непосредственных
участников, но повлиявшее и на некоторые другие события, произошедшие годы
спустя, в тысячах километров от этого места - родилось студенческое
конструкторское бюро "Галактика"...
Название в какой-то мере
отражало поле деятельности конструкций, которые в нем предполагалось создавать.
Правда, с какой конкретно стороны взяться за звездолет, мы тогда не
представляли, и начать решили с Солнечной системы. Грезились, конечно,
транспортные межпланетные корабли, но мы же не фантасты, а инженеры! Межпланетные
корабли должны что-то возить... Что? Кстати, то, что они должны возить - тоже
космическая техника, которую можно и должно разрабатывать в рамках курсового и
дипломного проектирования по соответствующим специальностям.
Итак, встала задача:
создать некое "меню" тем для курсовых и дипломных проектов,
нацеленное в будущее, но - по возможности - привязанное к конкретным областям
космического пространства.
И вот как мы ее решили.
Следует, конечно, отметить, что текст отражает наши тогдашние знания...
Введение.
В настоящее время
мировая, в том числе и советская, космонавтика находится на перепутье, и момент
достаточно критический. Новые серьезные, с дальним прицелом, научно-технические
программы требуют крупных капиталовложений, а сравнительно дешевые, дающие
скорый экономический эффект, околоземные проекты не вызывают прилива
общественного интереса. Кроме того, специфика развития отечественной
космонавтики и экономики в целом привела к росту требований о сокращении
расходов на космические програмы.
В этих условиях
предпринимается много попыток прогнозировать дальнейшее исследование и освоение
космоса, однако, все опубликованые разработки имеют
одну общую черту - жесткую привязку во времени. Это, безусловно, необходимо,
когда речь идет об уже реализуемых программах, но сомнительно в долговременных
прогнозах.
Дело в том, что темпы
НТР, роста, и, главное, изменения потребностей человечества - величины
непостоянные и сильно зависящие от случайных факторов. Так
например, кто мог предвидеть послечернобыльскую
радиофобию, остановившую в СССР работы по атомным ракетным двигателям? А ведь
без них даже Марс недоступен. А кто мог предвидеть дату открытия
высокотемпературной сверхпроводимости?
В данной работе нет
хронологических привязок, экономический анализ также не проводился. Рассмотрены
только два вопроса: что можно взять в Солнечной Системе
и какие технические средства нужны для этого по
современным представлениям.
Каждый пункт можно
развить в большой проект, и начинать эту огромную работу надо сегодня, не
дожидаясь возникновения экономической потребности, или хотя бы не сворачивать того,что уже есть. При этом не
"вешать" на эти работы грифы "сов.секретно", "особо важно" - ведь техника,созданная для Луны и Марса прекрасно работала в
Чернобыле, да и мало ли где пригодятся сверхнадежные машины, выдерживающие
сотни "G", сотни кельвинов, сотни атмосфер - время тяжелое.
Рассмотрение Солнечной
Системы начинается с Земли, точнее с околоземной промышленной зоны и Луны. При
любых вариантах дальнейшего развития космонавтики это - необходимый этап, от
его реализации зависит и дальнейшее существование Земли как обитаемой планеты и
дальнейшее освоение космоса. Далее рассматриваются планеты в
порядке их удаления от Солнца - Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран,
Нептун, Плутон. Показано также использование малых тел Солнечной
Системы, облака Оорта, энергии Солнца.
Для каждой планеты
выделены: информационно исследовательский комплекс, КДПМС, обеспечивающая
инфраструктура, спасательная служба, если есть - инфраструктура обеспечения
дальнейших исследований.
Используемые сокращения
МВКК
- многоразовый воздушно-космический корабль
МКК
- межпланетный космический корабль;
ГИС
- глобальная информационная система (структура);
ХРМ
- хранилище расходуемых материалов;
ОС
- орбитальная станция;
КА
- космический аппарат;
ЛА
- летательный аппарат;
САСП
- система аварийной связи и поиска;
ЭМУМ
- электромагнитный ускоритель массы;
КДПМС
- комплекс добычи и переработки местного
(минерального) сырья;
КСПС
- комплекс связи планетной системы;
СИОД
- система информационного обеспечения десанта;
СДЗ
- системы (средства) дистанционного
зондирования;
ДЛА
- десантный летательный аппарат;
СЭС
- солнечная электростанция;
МЗКК
- межзвездный космический корабль (звездолет).
1. Земля.
1.1.Вывод полезных
нагрузок на околоземные и другие орбиты. Спуск полезных нагрузок на поверхность
Земли.
1.1.1.Различные типы
МВКК:
а)
баллистические;
б)
аэродинамические;
в)
комбинированные;
г)
"полевые" и др.
По типу источника
энергии:
а)
химические;
б)
атомарные (на свободных радикалах);
в)
ядерные;
г)
термоядерные;
д) с лазерным (микроволновым) подводом энергии;
е)
квантополевые и др.
1.1.2. Космические
лифты, их системы, "Космическое ожерелье";
1.1.3. "Космические
мосты";
1.1.4. "Общепланетное Транспортное Средство".
1.2. ГИС человечества:
1.2.1. Системы контроля
космического базирования:
а)
биосферы;
б)
атмосферы;
в)
геосферы;
г)
гидросферы;
д) ноосферы.
1.2.2. Системы передачи
информации (спутники связи);
1.2.3. Навигационые системы различных автономных
транспортных средств;
1.2.4. САСП типа
"КОСПАС-САРСАТ".
1.3. Использование
невесомости, вакуума, солнечной энергии как технологических факторов (получение
в космосе изделий, которые невозможно изготовить в земных условиях):
1.3.1. Технологические
модули различных типов, размеры ограничены для устранения гравитационных
градиентов;
1.3.2. Крупногабаритные
концентраторы "солнечные плавильные печи";
1.4. Размещение
экологически - "грязных" (биолгически -
опасных) производств, создание орбитальной инфраструктуры для дальнейшего
освоения космоса:
1.4.1. Орбитальные
платформы - комплексы технологических модулей;
1.4.2. Энергостанции:
а)
солнечные;
б)
ядерные;
в)
другие;
1.4.3. Базы для монтажа
крупногабаритных объектов (МКК, ОC);
1.4.4. орбитальные
космодромы;
1.4.5. Комплексы
производства и хранения рабочего тела (топлива) для ракетных двигателей (сбор
азота, кислорода, водорода из верхних слоев атмосферы).
1.5. Обеспечение функционирования
орбитальной инфраструктуры:
1.5.1. Жилые космические
станции;
1.5.2. Ремонтные базы:
а)
ангары монтажных КА;
б)
ХРМ;
в)
ремонтные мастерские (цеха);
1.5.3. Спасательные
базы:
а)
ангары спасательных КА;
б)
ХРМ;
в)
убежища;
г)
госпитальное оборудование;
1.5.4. Ремонтные КА:
высокоманевренные КА фундаменты различных манипуляторов, энергоблоки
электронно-лучевого и плазменного инструмента, контейнеры ЗИП; системы, облегчающие
работу в скафандре - ракетные пояса, ранцы и др;
1.5.5. Спасательные КА -
межорбитальные КА с максимально - возможной энерговооруженностью, приспособленые для стыковки с любыми ЛА, относительно -
небольшой автономностью.
1.5.6. Межорбитальная
транспортная система для перевозки людей, грузов, буксировки крупногабаритных
объектов.
1.5.7. Служба очистки
космоса.
2. Луна.
2.1. Лунная ГИС:
2.1.1. Селенография;
2.1.2. Селенология
(минералогическая разведка);
2.1.3. Лунная и дальняя
космическая связь;
2.1.4. САСП.
2.2. Сырьевая база для
местной промышленности и околоземной промышленной зоны:
2.2.1. КДПМС. Добыча:
а)
кислород;
б)
кремний;
в)
железо;
г)
титан;
д) алюминий;
е)
гелий-3.
2.2.2. Транспортная
система "Поверхность Космос" для массовых перевозок:
а)
космический лифт ("космическое ожерелье");
б)
электромагнитный ускоритель массы (ЭМУМ).
2.3. Передвижение по
лунной поверхности.
2.3.1. Вездеходы
различных типов:
а)
"малые" (разведывательно - разъездные);
б)
"большие" (исследовательско -
экспедиционные);
в)
самоходные шаси.
2.3.2. Магистральные
перевозки:
а)
"фермомобиль";
б)
монорельс (магнитоплан);
в)
канатные дороги;
г)
конвеерные линии;
д) трубопроводный транспорт.
2.3.3. Летательные
аппараты различных классов для перелетов вдоль лунной поверхности и операций
"Поверхность - Орбита - Поверхность".
2.4. Научные
исследования, использующие специфические лунные условия:
2.4.1. Ускоритель
больших (планетархых) размеров и мощности;
2.4.2. Телескопы
оптического, радио- и других диапазонов на
"невидимой" стороне Луны;
2.4.3. Лаборатории
материаловедения.
2.5. Обеспечение иследования Солнечной Системы.
2.5.1. Центр дальней
космической связи;
2.5.2. Диспетчерский
центр "Объединенного Космофлота
Системы";
2.5.3. Учебный центр;
2.5.4. Заводы и
испытательный полигон новой десантной техники.
2.6. Инфраструктура:
2.6.1. Орбитальная окололуная база;
а)
орбитальный космодром;
б)
ремонтная база;
в)
ХРМ;
г)
база спасательного флота;
д) жилые модули.
2.6.2. Поверхностная
лунная база:
а)
жилые модули;
б)
оранжереи;
в)
спортивно рекреационный комплекс;
г)
ангары транспортных средств;
д) ХРМ;
е)
центр управления;
ж)
обеспечивающее производство (микробиологический синтез продуктов питания,
ремонтные мастерские, получение кислорода и др.).
2.6.3.Энергостанции и
системы приема-передачи энергии;
2.6.4.Космодромы.
3. Меркурий.
3.1. Меркурианская
ГИС:
а)
планетографические исследования;
б)
планетарная и дальняя космическая связь;
в)
навигационная система;
г)
САСП;
д) служба солнца.
3.2. Научные
исследования, использующие специфические условия Меркурия: "Солнечный
дозор", "Служба Солнца".
3.3. Добыча полезных
ископаемых, промышленность (КДПМС):
а)
сырьевая база аналогично Луне;
б)
технологические комплексы, использующие энергию Солнца, перепад температур на
дневной и ночной стороне и др.
3.4. Транспорт -
аналогично Луне. Принципиальное отличие - большая автономность и максимальная
защищенность от воздействия Солнца.
3.5. Инфраструктура
аналогична лунной. В конструкции элементов необходимо
учитывать болшее удаление от Земли, т.е. большую
автономность, надежность (характерно для всех последующих этапов), и опасную
близость Солнца.
3.6. Энергопроизводство:
3.6.1. Солнечные
электростанции;
3.6.2. Комплекс передачи
энергии к другим планетам системы.
4. Венера.
4.1. Венерианская ГИС:
4.1.1. Планетографические исследования:
а) радиолокационные станции;
б) сбор информации с посадочных
и атмосферных зондов; 4.1.2. КСПС; 4.1.3.
Навигационная система; 4.1.4. САСП;
4.2. Использование
компонентов атмосферы в качестве химического сырья:
4.2.1. Разведывательные,
десантные и транспортные аэростатические (и другие)
ЛА. Конструктивные особенности:
а)
обитаемые отсеки расчитаны на максимальное давление
(до 100 атм.);
б)
заполнение газом с высокой несущей способностью для больщего
запаса маневренности.
4.2.2. Аэростатные базы
- производственные комплексы, космодромы и др. Конструктивные особености:
а)
в качестве несущего газа используется кислород или земной воздух (вариант гелий-кислородная смесь);
б)
конструкция обеспечивает стыковку с другими ЛА, взлет и посадку МВКК;
в)
продукция атмосферных КДПМС: углерод, кислород, серная
кислота.
4.3. Добыча полезных
ископаемых на поверхности Венеры:
4.3.1. Продукция
"поверхностных" КДПМС тяжелые элементы;
4.3.2. Конструктивные и
технологические особенности:
а)
сопротивляемость нагреву;
б)
сопротивляемость давлению;
в)
сопротивляемость термо- и барохимическому воздействию;
г)
технологические процессы без применения воды.
4.4. Преобразование
экологической системы планеты Венера:
4.4.1. Аэростатные
заводы в процессе разложения углекислого газа на углерод и кислород сбрасывают
в атмосферу излишек последнего. Это понижает концентрацию углекислого газа,
плотность атмосферы и, как следствие, парниковый эффект.
С понижением температуры
вода, выбрасываемая вулканами, конденсируется, образующаяся гидросфера так же
связывает углекислоту.
4.4.2
Другой путь - предложение К.Сагана о заселении Венеры водорослями,
которые, связывая углекислоту, вырабатывают кислород, однако:
а)
могут ли какие-либо водоросли существовать в сегоднешней
венерианской атмосфере?
б)
что может получиться в результате мутаций?
4.4.3. Необходимо
увеличить скорость вращения планеты вокруг своей оси, так как сейчас одни
венерианские сутки равны 243 земным.
4.5. Обеспечивающая
орбитальная инфраструктура:
4.5.1. Орбитальный
космодром, обеспечивающий перегрузку с МКК на транспортные системы "орбита
- аэростатическая база";
4.5.2. Орбитальная база
аналогична лунной (меркурианской);
4.5.3. Система захвата и
транспортировки на околовенерианскую орбиту метеорных
тел (астероидов) для использования в качестве конструкционных материалов и
фундаментов крупных ОС;
4.5.4. Флот МВКК, способных садиться на аэростатические базы;
4.5.5. Солнечные энергостанции.
5. Марс.
5.1. Исследования с
целью ответа на вопрос "есть ли жизнь на Марсе?"
5.1.1. Системы
дистанционного зондирования:
5.1.1.1. Комплекс
спутников-наблюдателей, работающих в различных зонах спектра. В последствии
используются в ГИС;
5.1.1.2. Орбитальные
пилотируемые базы, обеспечивающие функционирование СДЗ и десантные операции;
5.1.1.3.Инфраструктура
по составу аналогична земной.
5.1.2. Десантные
операции, непосредственные (контактные) исследования:
5.1.2.1. Базы десантного
флота, аналогичные орбитальным космодромам;
5.1.2.2. Десантные ЛА:
а)
разведывательные;
б)
транспортные;
в)
спасательно-эвакуационные;
5.1.2.3. Автоматические
исследовательские станции, сбрасываемые с орбиты, или доставляемые десантными
ЛА;
5.1.2.4. Планетоходы:
а)
автоматические мобильные исследовательские станции;
б)
малые - для разъездов, разведки, обслуживания десантных ЛА;
в)
большие - транспортировка различных грузов, дальние экспедиции;
5.1.2.5. Обитаемые базы
на поверхности Марса (аналогичны лунным).
5.1.3. На этом этапе
около Марса должны постоянно находиться несколько МКК, способных эвакуировать
сразу всех людей, находящихся на планете.
В том случае, если жизнь на Марсе есть,
заселение и крупномасштабное освоение планеты
вряд ли возможно.
5.2. Заселение Марса.
5.2.1.Околомарсианская
орбитальная инфраструктура:
а)
структурно аналогично околоземной;
б)
сырьевая база Фобос, Деймос,
астероиды;
в)
орбиты Фобоса и Деймоса
позволяют использовать их при сооружении "Космического ожерелья".
5.2.2. Марсианские
поселения:
а)
комплекс гермоконтейнеров различного назначения и
габаритов - аналогично антарктическим станциям - наиболее дешевый вариант;
б)
подземные города наиболее защищенный, но и наиболее дорогой вариант;
в)
"город под куполом". Представляет интерес взаимодействие купола с
бурями в атмосфере Марса.
5.2.3. Транспорт:
а)
магистральные перевозки аналогичны лунным;
б)
планетоходы аналогично п.5.1.2.4.;
в)
аэродинамические и аэростатические ЛА.
5.2.4. Энергоснабжение:
а)
атомные и термоядерные энергоблоки;
б)
ветрогенераторы.
5.2.5. Обеспечение
продуктами питания и кислородом:
а)
оранжереи с форсированным выращиванием биомассы (гидропоника, аэропоника и так
далее);
б)
микробиологический синтез животных белков из углерода и углеводов (если они там
есть);
в)
получение кислорода из грунта марсав процессе добычи минерального сырья.
5.3. База для
исследования пояса астероидов и планет-гигантов:
5.3.1. База снабжения
МКК:
а)
заправка рабочим телом;
б)
техническое обслуживание и ремонт;
в)
загрузка РМ.
5.3.2. База
спасательного флота:
а)
заправка и ТО спасательных МКК;
б)
ХРМ;
в)
убежища;
г)
госпиталь.
5.3.3. Учебный и реабилитационно - карантинный центр.
5.4. Использование
спутников Марса:
5.4.1. на этапе
исследований на спутниках размещаются:
а)
атомные (термоядерные) энергоустановки и приемники энергии от СЭС;
б)
ХРМ - контейнеры на поверхности и внутри спутников;
в)
жилые модули, аналогичные лунным;
г)
космодромы системы стыковки МКК со спутником;
д) антенны КСПС и телескопы;
е)
ремонтные мастерские.
5.4.2. На этапе
заселения Фобос и Деймос
используются при сооружении "Космического ожерелья".
6. Юпитер.
6.1. Комплекс для
исследований системы Юпитера:
6.1.1. Исследовательская
база в системе Юпитера:
а) орбитальный космодром для приема и обслуживания транспортных
МКК;
б)
ХРМ;
в)
жилые модули (жилая ОС);
г)
комплекс обеспечивающих производств - синтез продуктов питания, получение
компонентов дыхательной смеси, производство ракетного топлива (рабочего тела)
для местных нужд, ремонт оборудования;
д) комплекс исследовательских лабораторий;
е) "рейдовые" ЛА обслуживание объектов, высадка на спутники Юпитера,
"нырки" в атмосферу планеты;
6.1.2. Модули -
элементы КСПС;
6.1.3. Автоматические
исследовательские станции для работы на спутниках Юпитера и на околоюпитерианской орбите;
6.1.4. Аэродинамические и аэростатические атмосферные автоматические зонды.
6.2. Добыча химического
сырья и сырья для получения рабочего тела (энергоносителя) РД в атмосфере
Юпитера:
а) газозаборные станции - ЛА, набирающие в верхних
слоях атмосферы ее компоненты (водород, гелий, аммиак, метан и др.);
б) орбитальные химические заводы;
в) комплексы хранения и заправки.
6.3. Добыча химического
сырья на спутниках Юпитера:
а) транспортные ЛА;
б) КДПМС - вода, аммиак, метан и другие углеводороды, сера;
в) системы транспортировки полуфабрикатов в промышленную зону.
6.4. Промышленная зона
Юпитера. Размешается так, что бы минимизировать влияние гравитационннго
и электромагнитного полей планеты. Включает:
а)
орбитальный космодром;
б)
источники и приемники энергии;
в)
химические заводы;
г)
производство, хранение и заправка рабочим телом МКК;
д) ремонтные базы;
е)
базы "рейдового" флота;
ж)
жилые ОС.
Подробнее про освоение Юпитера и Сатурна
7. Сатурн.
7.1. Инфраструктура околосатурновой зоны в целом аналогична Юпитеру, с учетом болшего удаления от Земли и Солнца и различий в химическом
составе планет и их спутников.
7.2. Особенностью
Сатурна является наличие развитого "кольца", предположительно
состоящего из каменных обломков различных разнеров ( в основном - микрочастиц ) и кристаллов льда различных
газов и воды.
7.2.1 Исследование
колец Сатурна:
а) наблюдательные станции (автоматические и пилотируемые) на спутниках Сатурна
и в пространстве вблизи колец и между ними;
б) хорошо защищеные десантные ЛА (автоматические и
пилотируемые) для непосредственного ("контактного") исследования
колец, отбора проб.
7.2.2. Использование
колец для получения воды, аммиака и др.:
а) системы сбора вещества колец аналогичны описанным в
п.9.3.1.;
б) транспортные системы для доставки собранного в
промышленную зону;
в) комплекс переработки, хранения и загрузки в танкеры.
Подробнее про освоение Юпитера и Сатурна
8. Уран, Нептун, Плутон как индустриальная база для выхода
за пределы Солнечной Системы.
8.1. Производство
рабочего тела и энергоносителей:
8.1.1. Система забора
вещества из атмосфер планет, аналогично п.6.2.;
8.1.2. Заводы по
производству ракетного топлива в различных агрегатных состояниях - жидкого,
твердого, шугообразного и др.;
8.1.3. Производство и
хранение антивещества. По современным представлениям:
а) ускорители элементарных частиц;
б) накопительные кольца;
в) системы получения и хранения антивещества в твердом ( лед
) состоянии;
г) система загрузки антивещества в МЗК;
д) энергосистема.
8.2.Производство
конструкционных и других материалов:
а) производство полимеров из местного сырья;
б) производство продуктов питания из местного сырья.
8.3. Монтаж и испытания
МЗК:
8.3.1. Монтажный комплекс:
а) орбитальный космодром;
б) жилая космическая станция;
в) база обслуживающих и "рейдовых" ЛА;
г) станции-доки для сборки и ремонта МЗК;
д) лабораторный комплекс.
8.3.2. Заправочная
станция:
а) танкеры и хранилища рабочего тела и антивещества;
б) системы заправки рабочего тела;
г) системы загрузки антивещества.
8.3.3. Испытательный
комплекс:
а) центр дальней космической связи и управления полетами;
б) база спасательного флота;
в) медико-реабилитационный (карантинный) комплекс;
г) ремонтная база.
Подробнее про освоение Урана и Нептуна
9. Астероиды и метеорные тела.
9.1. Классификация:
9.1.1. По расположению
в Солнечной Системе:
а) в поясе астероидов между орбитами Марса и Юппитера,
орбиты относительно устойчивые, далеко от планет;
б) в точках Лагранжа пары "Солнце - планета", орбиты очень
устойчивые;
в) вытянутые орбиты, пересекающие планетные 9.1.2. По
размерам:
а) свыше 10 км;
б) от нескольких метров до 10 км;
в) менее 10 метров;
г) микрометеориты;
9.1.3. По составу:
а) "каменне"
кислород, кремний, железо, магний, вода-кристаллогидрат;
б) "железные" - железо, никель, кобальт;
в) смешанные и нестандартные
9.2. Использование
астероидов:
9.2.1. Фундамент для
гелиоцентрических ретрансляторов, космических маяков, аварийных убежищ и баз
спасательного флота. Используются астероиды на устойчивых орбитах, близких к предполагаемым из целевой задачи. На астероидах
размещаются:
а) СЭС или энергоприёмник;
б) аварийный (буферный) ядерный энергоблок;
в) антенный комплекс;
г) системы передачи и обработки информации;
д) система прогиозирования
и предотвращения столкновений с другими метеорными телами;
е) системы стыковки с МКК и ДЛА;
ж) аварийные убежища;
з) базы спасательного флота, аналогично п.5.3.
9.2.2. Сырьевая база
околопланетных промышленных зон. Используются астероиды, подходящие на близкие
расстояния к планетам и малые метеорные тела. На астероидах устанавливаются:
а) ракетные двигатели для изменения орбиты, использующие вещество астероида в
качестве рабочего тела;
б) КДПМС;
в) системы, перемещающие грузы с поверхности астероида в пространство;
г) около Венеры, Меркурия и, при необходимости, других планет астероиды
применяются в качестве фундаментов крупных ОС.
9.3. Метеорные тела:
9.3.1. Для сбора и
последующего использования как минерального сырья и в целях расчистки космоса
используются массозаборники ("тралы",
"космические мусорщики") различных типов:
а) жесткие;
б) "полевые"
9.3.2. Системы защиты
КЛА различных типов от природных и технических микрочастиц и крупных (до 10
метров) метеорных тел ("противометеорная
оборона"):
а) локаторы всех диапазонов для поиска и слежения за метеорными телами;
б) системы увода (уничтожения) крупных метеорных тел;
в) системы пассивной защиты.
10. Облако Оорта, кометы.
10.1. Источник
химического сырья, воды:
а)
системы поиска и предупреждения столкновений;
б)
системы захвата и транспортировки кометных ядер;
в)
системы переработки кометного вещества
10.2. Размещение системы
контроля межзвездного пространства, межзвездной связи:
а)
антенные комплексы;
б)
центры приема и обработки информации;
в)
жилые космические станции;
г)
базы рейдового и спасательного флота;
д) энергоприемники и энергоисточники
11. Солнце - источник энергии.
а)
СЭС на гелиоцентрических орбитах;
б)
системы передачи энергии;
в)
обслуживающий флот МКК
Использованная литература
1. В.П.Бурдаков,
Ю.И.Данилов ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОСМИЧЕСКИХ ТЯГОВЫХ СИСТЕМ. - М.: Атомиздат, 1969.
2. В.П.Бурдаков,
Ю.И.Данилов РАКЕТЫ БУДУЩЕГО. - М.: Атомиздат, 1980.
3. К.Гэтлэнд
КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА (Иллюстрированная энциклопедия.) - М.: Мир, 1986.
4. С.Гришин, Л.Лесков
ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ КОСМОСА. - М.: Наука, 1986.
5. Р.Г.Перельман ПУТИ И
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ КОСМОСА. - М.: Транспорт, 1966.
6. В.Керщенбаум,
В.Фальк ГОРИЗОНТЫ ТРАНСПОРТНОЙ ТЕХНИКИ. - М.: Транспорт, 1989.
7. А.Криволуцкий
ГОЛУБАЯ ПЛАНЕТА. - М.: Наука, 1985.
8. КОСМОНАВТИКА.(Энциклопедия.) - М.: Советская энциклопедия, 1984.
9. Уманский РЕАЛЬНОСТЬ
ФАНТАСТИКИ. - М.: Наука, 1986.
10. К.Гильзин
ЧЕЛОВЕК ИССЛЕДУЕТ ПЛАНЕТЫ. М.: Транспорт, 1974.
11. А.Симоненко
АСТЕРОИДЫ. - М.: 1985.
12. Гирехлес
СОЛНЕЧНЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ. - М.: Наука, 1986.
13.
Б.Воронцов-Вельяминов ОЧЕРКИ О ВСЕЛЕННОЙ. -М.:
14. Ф.Ю.Зигель
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО НЕДРАМ ПЛАНЕТ. - М.: Недра, 1988.
15. Сб. КОСМИЧЕСКОЕ
ОРУЖИЕ: ДИЛЕММА БЕЗОПАСНОСТИ. - М.: Прогресс, 1985.
16. ЕЖЕГОДНИК БСЭ,
1987-1988 гг.
17. Экспресс-информация
ВИНИТИ "АСТРОНАВТИКА И РАКЕТОДИНАМИКА", 1987-1988 гг.
18. Журнал
"ТЕХНИКА - МОЛОДЕЖИ". - М.: "Молодая гвардия", 1963 -1989
гг.
Использованы идеи,
высказанные в научно фантастических произведениях:
С.Павлов "Лунная
радуга", "Неуловимый прайд";
А.Кларк "Фонтаны
рая";
И.Ефремов
"Туманность Андромеды";
А. и Б.Стругацкие
"Страна багровых туч", "Путь на Амальтею",
"Стажеры".
источник -