Конструкция двигательного реактора
на сверхтяжелых элементах
Согласно
расчетам, у химических элементов из "острова относительной
стабильности" (атомный номер около 114) критическая масса деления будет
иметь величину порядка миллиграмма, что может создать множество возможностей. Одна
из них - взрывные устройства - уже была названа. Если же удастся создать
реактор на 114 элементе, то его размеры и мощность будут примерно такими же,
как у дизельного двигателя, что создает возможность произвести
"атомизацию" автотранспорта и летательных аппаратов.
Конструкция
активного элемента реактора может быть такая. По форме и размерам это
устройство может напоминать шариковую ручку. Там, где у ручки находится
стержень, там у этого реактора будет находиться "активная зона" -
стрежень толщиной доли миллиметра и длиной несколько сантиметров, содержащий
препарат 114-го элемента. Необходимо, естественно, решить ряд технических
задач: какая концентрация делящегося вещества должна быть, чем его надо
"разбавлять": каким-нибудь более слабым делящимся элементом (ураном и
т.п.), замедлителем или поглотителем нейтронов, или какая-нибудь соль 114-го
элемента должна быть в водном растворе, возможно даже использование такого
реактора в режиме "бридера" - то есть выделяющиеся нейтроны
используют для производства в этом реакторе какого-либо нового вещества.
А
между этим "стержнем" и корпусом ручки должен продуваться
теплоноситель.
Такой
реактор можно использовать в одном из двух режимов. Самый простой - в режиме
реактивного двигателя: продувающийся через реактор теплоноситель нагревается и
выделяется в виде реактивной струи. Эту же схему можно использовать в системе
прожигания тоннелей, описанной в предыдущем материале (moon-db.html)
Более
сложная схема - использование реактора в виде двигательной установки. В
качестве теплоносителя, продуваемого через "ручку", используется
жидкий металл. Во втором контуре теплота от расплавленного металла передается
воде, которая превращается в пар, который вращает турбогенератор. Часть
производимой турбогенератором электроэнергии идет на питание насосов,
обеспечивающих циркуляцию обоих теплоносителей, а другая часть потребляетcя электродвигателем. Возможен и механизм, при котором
колеса вращаются не электродвигателем, а паровой турбиной, входящей в систему.
Естественно,
это лишь принципиальная схема. Для ее реализации необходима проработка
множества технических деталей. Что немаловажно, такие двигатели, в отличие от
сопоставимых с ними по размеру и мощности двигателей внутреннего сгорания,
могут работать и в безвоздушном пространстве, что позволяет использовать их в
программе освоения планет.
Еще
один оригинальный проект – предложенный китайскими учеными реактор
с шаровыми ТВЭЛами
В продолжение темы ядерные транспортные установки - безопасны