§30. КРИТИКА ИСТОКОВ
ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ
Как мы выяснили, теория относительности противоречива: предположение об
отсутствии эфира и абсолютной системы отсчета (первый постулат Эйнштейна)
соседствует в ней с выведенными из теории эфира преобразованиями Лоренца и
принципом постоянства скорости света (второй постулат Эйнштейна). Сторонники
теории относительности, признавая это противоречие, утверждают, что это будто
бы есть диалектическое противоречие, которое и стало источником развития
теории. Однако анализ истории теории отностельности
показывает, что объединение в теории относительности этих разнородных принципов
носит совершенно искусственный характер, что
прорывается в виде разных нестыковок. Одна из таких нестыковок была указана в
статье Г.Попандопуло "В чем ошибка?" в журнале "Наука и
жизнь" (1990, №3, стр. 120-121).
В те времена, когда господствовала теория эфира, считалось, что при движении
тел эфир входит в них и уплотняется при неизменной упругости. При этом явление
выглядит так, как будто движущиеся тела частично увлекают эфир в направлении
своего движения с коэффициентом увлечения K = 1 - n2. Такая гипотеза
объясняла многие электродинамические эксперименты, поставленные в середине XIX
века, и в таком виде вошла в теорию относительности (после того, как было
доказано отсутствие эфира, фраза про "увлечение эфира движущимися
телами" сохранилась, но означало лишь явления электродинамики движущихся
тел, к эфиру отношения не имеющие).
Однако этот вывод (который Эйнштейн считал фундаментальным для теории
относительности) был опровергнут тем же опытом Майкельсона. Всем он известен
как доказательство отсутствия эфира, и при этом никто не обратил внимания на
одну деталь: согласно полученным экспериментальным результатам,
"коэффициент увлечения эфира движущимися телами" составляет не 1 - n2,
а 1 - n. Таким образом, опыт Майкельсона опроверг не
только теорию эфира, но и вышедшие из нее разделы теории относительности, такие
как преобразования Лоренца и принцип постоянства скорости света.
Представляет интерес опубликованный в №12 за тот же
год ответа члена-корреспондента АН СССР Е.Александрова[1]
на
это наблюдение. Из 142 строк этой статьи только 60 (менее половины!) занимает
попытка анализа высказанной оппонентом гипотезы, а 82 строки занимают
высказывания типа: "Наука не только ищет, но и находит истины, включая
вечные. Лишь невежды и сумасшедшие могут спорить об истинности таблицы
умножения. Для физики такой таблицей стала СТО (специальная теория
относительности). У нас нет оснований сомневаться, что она верна и в области
тех энергий, где не проверялась". Утверждения очень сильные, но
сомнительные. В одной из глав "Анти-Дюринга"
Ф.Энгельса наглядно показано, что "вечных истин" не существует. И уж тем более не является "вечной истиной" упомянутая
таблица умножения: в неевклидовой геометрии площадь квадрата со сторонами 2 на
2 не будет равна четырем, и, как замечал тот же Энгельс, "два литра
воды плюс два литра спирта в сумме не дадут четырех литров водки"
(предлагаем читателям убедиться в правильности последнего утверждения на
практике). Ссылки Е.Александрова на то, что "точность
предсказаний СТО удовлетворяет жесточайшим требованиям практики: например, при
определении радиуса многокилометровой орбиты ускорителя допускается ошибка не
более миллиметра", тоже ни о чем не говорит: наблюдаемые
количественные характеристики при ускорении элементарных частиц могут иметь как
релятивистские, так и нерелятивистские объяснения. Самое интересное начинается,
когда Е.Александров начинает давать попытки объяснения наблюдениям, указанным в
статье Г.Попандопуло: для этого потребовался "длительный анализ,
которым занимались пять научных сотрудников Государственного оптического
института", и этот "длительный анализ" привел к выводу, что
"сомнения в правильности ранних релятивистских экспериментов не могут
бросить и тени на СТО, подобно тому как сомнения
историков о точном маршруте Магеллана не в состоянии изменить представления о
форме Земли". И далее идет обсуждение технических деталей, в которых
утонет любой читатель. Но дело не в технических деталях - приведенная дискуссия
является свидетельство того, что, встретив противоречия в теории
относительности, ее сторонники, даже мобилизовав все свои научные ресурсы, не
могут объяснить эти противоречия, и вынуждены ограничиваться заклинаниями, что
"учение Эйнштейна всесильно, потому что он верно". Во-вторых,
приведенное наблюдение показывает, что противоречие между двумя постулатами
Эйнштейна - это не диалектическое противоречие, послужившее толчком к развитию
теории, а попытка искусственного соединения двух разнородных теорий (материалистической
теории Томсона о взаимосвязи массы и энергии с одной стороны; и лоренцевской интерпретации теории эфира, с другой), и при
внимательном анализе трещины между этими двумя частями теории относительности
становятся очевидны.