Где взять деньги на науку
Правительственные чиновники в последнее время регулярно заявляют на страницах прессы, что "денег в бюджет поступает так много, что мы не успеваем их тратить". Если господа не знают, куда им тратить наши деньги, то у нас есть мнение на этот счет.
Вот, в качестве информации к размышлению, как обстоят дела с затратами на образование
в разных странах мира:
- в США - 7,1% бюджета
- во Франции - 6,5%
- в Японии - 6,2%
- в Германии - 5,9%
- в Великобритании - 4,5%
- в РФ - 3,1% от бюджета, размер которого в 35 раз меньше, чем в США
(источник - газета "Ведомости").
А как обстоят дела с наукой? Все знают, в каком положении находится фундаментальная наука сейчас. В советское время перед наукой были поставлены задачи осуществить ядерный и космический проекты, и советская наука, пользуясь преимуществами планового социалистического хозяйства, эти задачи успешно выполнила. Сегодня, в условиях исчерпания запасов ископаемых ресурсов, программой для науки должно стать освоение новых источников энергии. Назовем несколько научных проектов в этом направлении, которые могли бы решить многие проблемы общества, но не реализуются из-за отсутствия финансирования:
1) проводимая в Дубне программа для синтеза сверхтяжелых химических элементов, с помощью которых можно создать более доступную ядерную энергетику, что позволит решить энергетический кризис. На реализацию его очередного этапа (программа DRIBS (эта аббревиатура – сокращение от Dubna Radioaktive Ion Beams System $5 млн.
2) завершение строительства реакторов на быстрых нейтронах, которые смогут сделать атомную энергетику в десятки раз более эффективной и безопасной. На нынешних реакторах более 90% загружаемого урана идет в отходы, а в реакторе на быстрых нейтронах эти «отходы» можно использовать в качестве топлива. На реализацию этого проекта нужно $1,22 млрд. Директор Белоярской АЭС, на которой сооружается такой реактор модели БН-800, говорит: "Весь мир признает, что Россия вырвалась вперед в технологии быстрых реакторов, что нас догнать уже невозможно, можно только купить наши достижения». Перефразируя известную поговорку о том, что «народ, не желающий кормить свою армию, будет кормить чужую», можно сказать, что если науку не желает содержать государство, то ее будет содержать ЦРУ.
3) проект российского космического корабля многоразового использования "Клипер", который позволит как минимум вернуть нам контроль над МКС и компенсировать ущерб от потери станции «Мир». Как сообщает руководитель РКК «Энергия» Н.Н.Севастьянов «Сегодня мы оценили разработку, наземные испытания корабля на различных макетах и изготовление флота из пяти кораблей «Клипер» в 1,5 млрд $ (40 млрд руб)1»
4) Российская лунная и марсианская программа (одним из результатов которой будет организация добычи гелия-3 для создания термоядерной энергетики, которая навсегда решит энергетическую проблему). Для ее реализации нужна сумма $15 млрд. Подробнее об этих технических проектах говорилось на международной научно-технической конференции "Ядерная энергетика в космосе"
Итак, для решения основных задач, нужно профинансировать науку на сумму - $17 млрд 705 млн $ (с организационными мероприятиями по созданию структур, реализующих эти программы - $18 млрд).
Где взять на это деньги?
17 миллиардов долларов - именно таков размер пресловутого "стабилизационного фонда". Говорят: его нельзя трогать, это запас на случай, когда цены на нефть упадут. Но если этот стабфонд потратить на указанные научные программы, то после их реализации нефть будет уже не нужна.
Есть и другой способ получить требуемую сумму. «Раскулачить» только двух олигархов - Абрамовича (состояние $12,5 млрд) и ельцинского приемного внука Дерипаску (состояние $4,5 млрд). Итого - уже почти есть нужная сумма. А ведь это только 2 олигарха. А состояния остальных 98 фигурантов «расстрельного списка» журнала «Форбс» - направить на социальные программы: повышение зарплат бюджетникам, на восстановление льгот, отобранных Путиным, на снижение в 10 раз коммунальных и транспортных тарифов. На первое время этого хватит. А когда деньги, отобранные у олигархов, кончатся - тогда дадут эффект упомянутые научные разработки, в которые мы вложим упомянутые $18 млрд.
При нынешнем положении дел никакие частные «инвесторы» не возьмутся за выполнение этих насущных задач: капиталист не будет вкладываться в проекты, не сулящие немедленной прибыли. Весь опыт нашей истории показывает, что справиться с такими масштабными научными проектами сможет только государственное планирование экономики.
Приложение1. В ответ на
предложения о «раскулачивании» олигархов наши оппоненты говорят: «на самом деле
олигархи бедные, у них денег нет, а то, что «Форбс»
печатает – это не количество у них денег, а рыночная стоимость их активов».
Чтобы показать ошибочность такого подхода, дадим вам ссылку на очередной
материал того же «Форбса» о том, какова связь между
количеством денег у буржуев и стоимостью их активов? – можно видеть, что
это величины одного порядка.
Приложение 2. Начиная с
января 2005 года идет непрекращающаяся волна протеста против
«непопулярных реформ» правительства (монетизация
льгот, ЖКХ и т.п.). Это протестное движение -
хороший повод для того, чтобы добиться от властей выполнения изложенной
выше программы, выдвигая ее в числе прочих требований, связанных с социалкой. Ведь требования-то, которые были изложены - это
никакой не экстремизм, а элементарный здравый смысл. Мы готовы взять на себя
реализацию этого направления - установление связи между прогрессивным научным
сообществом и протестным движением. Упускать складывающуюся ситуацию нельзя -
другого такого случая может не представиться. Подробнее об этом рассказано в
статье «Задачи комитетов спасения в наукоградах»
Приложение 3. По состоянию на середину 2005 года по каждому из этих четырех
проектов власти формально признали необходимость этих проектов и приняли
решение об их финансировании или включении в государственные программы. Однако
финансирование крайне недостаточное и сроки не
выдерживают никакой критики. Подробнее – здесь.
1 для
сравнения – вот затраты на проект «Энергия»-«Буран»
(по воспоминаниям одного из участников проекта): «К началу
Полная стоимость
изготовления ракеты-носителя "Энергия", предъявляемая к оплате, на
этапе первых пусков (1987-1988 гг.) составляла 145-155 млн. руб., в том числе
стоимость блока Ц - 59,2, комплектов блоков А - 74,4,
блока Я - 10. Повторный счет товарной продукции в валовом объеме предприятий
приводил к "вздуванию" цен. Цены каждого блока А
- на 6,7 млн. руб., блоков Ц и Я - соответственно на 7,8 и 1,5 млн. руб. выше
чистой стоимости, эквивалентной трудовым затратам.
Например, первая
ступень ракеты "Зенит" на Южном машиностроительном заводе стоила
около 4,5 млн. руб. Эта же ступень, но в модульной комплектации, с тем же
двигателем РД-170, прокатившаяся по заводам, комплектующим модуль, превращалась
в блок А стоимостью в 18 млн. руб. Какие могут быть
сравнения?
Ракетные
конструкции "Протон", "Союз", о баснословной дешевизне
которых шла речь, продавались Минобороны по строго договорной цене. Фактически
их стоимость была ниже себестоимости, разница покрывалась за счет оплаты
опытно-конструкторских работ, зачастую не имеющих к этим работам никакого
отношения.
Таким образом,
суммарная цена ракеты из-за фактора повторного счета в условиях развитой
кооперации заводов-изготовителей входящих агрегатов и блоков вырастала на 36
млн. руб.»