В детстве у
меня была мечта – ходить во дворец пионеров. Лет в семь или восемь я уговорил
родителей прийти на день открытых дверей – и у меня разбежались глаза.
Кружок картинга, кружок авиамоделизма, кружок ракетомоделизма,
кружок юных радиолюбителей (мало кто из молодежи знает, что в эпоху ужасного
советского железного занавеса в стране не было Интернета – как и во всем мире –
но суровое КГБ вовсе не запрещало гражданам собрать любительскую радиостанцию и
связываться с коллегами по увлечению в Африке, Австралии или даже Америке...)
Про спортивные секции, шахматные кружки и всякие народные танцы и говорить
нечего.
Увы, дворец
пионеров был далеко, и родители банально испугались отпускать меня на занятия.
Я так и не собрал свою радиостанцию, не получил разряд по шахматам и не
построил резиномоторный самолет.
Зато когда
подрос старший сын, я с радостью обнаружил, что рядом с моим домом есть «дворец
пионеров». Ну, называется он, конечно, иначе – Центр детей и юношества «Россия
молодая». Но в остальном все очень похоже. Десятки
кружков – от французской народной песни до авиамоделизма. Толпы детей. И –
только не пугайтесь – занятия в нем абсолютно бесплатны!
Будучи
человеком наивным в житейских вопросах (ну, а как иначе – я же
писатель-фантаст), я вовсе не удивился такому чуду, а записал ребенка в
шахматную секцию, куда он с удовольствием принялся ходить. Теперь, когда мне
рассказывали про закрытые дворцы пионеров и о том, что детей никуда не пристроить
бесплатно, я лишь пожимал плечами и приводил контрпример.
Собеседники растерянно пожимали плечами.
Это длилось,
пока сын не обнаружил в «России молодой» кружок астрономии. На тот момент в
него был записан всего один ребенок, что ничуть не уменьшило энтузиазм сына.
Более того, он сагитировал приятеля-шахматиста, и на первое занятие они пришли
втроем. Весь следующий день я выслушивал рассказы о планетах Солнечной Системы,
а сын рисовал космос и считал дни до следующего занятия.
Увы, его не
было.
«Понимаете,
реформа образования...» – смущенно объяснили нам. «Ходит комиссия, проверяет,
правильно ли расходуются государственные деньги... Если на занятии всего три
человека – нам такую выволочку устроят!»
«Но как может
набраться больше, если занятия вообще отменить?» – удивилась моя жена. «Да и
можно ли ожидать, что на астрономию кинутся толпы? Это на тхэквондо
и карате ходят сотнями. Это в шахматы, возможно уже по инерции, играют десятки.
Но неужели стране не нужны дети, увлекающиеся астрономией?»
Ответа не было.
Вероятно, не нужны.
Вслед за
несчастной астрономией (которую какое-то время назад и из школьной программы
исключили – это только злобные коммунисты учили детей тому, как устроена
Вселенная) пойдут под нож, вероятно, и другие кружки из числа не особо
популярных. Зачем детям французские народные песни, когда у нас есть блатной
шансон? Зачем авиамоделизм – самолеты нам построит «Боинг» и «Эйрбас», а летчиков наберем из сокращенных военных. Зачем
нам радиолюбители – китайцы все спаяют!
Между делом я
узнал, что на всю Москву есть всего три детских бесплатных центра внешкольного
образования. Это нам повезло, что мы живем рядом. А еще сказали, что в целях
экономии все эти центры будут закрываться – оставят, вероятно, один. Для
отчетности хватит. Впрочем, возможно это только панические слухи.
Но
астрономию-то прикрыли! В целях экономии государственных средств – три тысячи
рублей, которые получает в месяц преподаватель-энтузиаст, могут разорить наше
государство. Про московский планетарий, который ремонтируют уже лет двадцать
как, я просто молчу...
Образование у
нас, конечно, реформируют. Ввели, например, основы мировых религий. Как человек
православный я этому рад. Но как человек, живущий в двадцать первом веке,
считаю, что учить детей религии и не учить астрономии – для этого надо быть
бездушной чиновничьей сволочью, которой наплевать и на
детей, и на будущее страны. Еще мне кажется, что экономить на образовании
нельзя. Даже если у людей, которые принимают эти решения, дети учатся в Лондоне
и Цюрихе. Если есть хоть малейшее желание, чтобы страна модернизировалась, надо
не только повторять волшебные заклинания «Сколково» и
«нанотехнологии», но еще вложить в образование
нормальные деньги. Не экономить на зарплатах учителей и не урезать учебные
программы до уровня церковно-приходской школы. И учить астрономии, если
найдется хотя бы один ребенок, которому это интересно...
У нас вообще
происходят удивительные вещи – с одной стороны правительство борется за то, чтобы
подростки не болтались без дела по улицам, не пили пива и не курили сигареты. И
вроде как всерьез за это борется. Но при этом элементарные вещи – сделать так,
чтобы детям и подросткам было чем заняться, чтобы система образования позволяла
каждому ребенку проявить имеющиеся способности (и тут главное – чтобы это не
ложилось непосильным материальным грузом на родителей и не требовало возить
ребенка через весь город в немногие бесплатные секции) – этого не делается.
Притом что технология подобного внешкольного образования отработана в советские
годы – еще можно найти тех, кто этим занимался, кто сам ходил в кружки и теперь
готов учить других...
Понятное дело,
что в образовании у нас столько проблем, что астрономия или какая-нибудь неолимпийская игра в лапту в списке
чиновничье-образовательных приоритетов стоят на последнем месте.
Вот только мне
все чаще и чаще кажется, что и любое образование – последнее дело в списке
важности государственных задач.
Жаль.
При всех своих
недостатках неплохая была страна, где тридцать пять лет назад, в маленьком
городе в далекой южной провинции любой ребенок мог найти кружок или секцию себе
по вкусу...
Могла и наша
нынешняя страна быть не хуже. Даже должна была.
Жаль, что не
сложилось.
источник -