«Час Быка». Киндер-версия.
Фантаст Ефремов Иван Антонович
(1907-1972) и детский писатель Носов Николай Николаевич (1908-1976) – люди
одного поколения, и взгляды их формировались под влиянием схожих условий,
исторических событий. Не потому ли в романе Ефремова «Час Быка» и в книге Носова
«Незнайка на Луне» сюжет поразительно похож? Складывается даже впечатление, что
«Незнайка на Луне» - это адаптированная для детского сознания версия «большого»
романа – ну, почти как в своё время Корней Чуковский адаптировал для детей
«Приключения Робинзона»!
Начнём с того, что как и у Ефремова в книге Носова земляне- коротышки
отправляются в космос с целью оказать помощь. Если в «Часе Быка» - терпящим
бедствие братьям по разуму, то у Носова – случайно угнавшим космическую ракету
Незнайке и Пончику.
Аналогично Тормансу
в «Часе Быка», Малая Земля, на которой живут лунные коротышки – инфернальное
общество, застрявшее в безвременье, не знающее прогресса, которое не может
самостоятельно преодолеть межпланетного барьера развития (у Лунных коротышек
это даже более наглядно показано: они отделены от остального космоса наружной
поверхностью Луны). В прошлом Малой Земли имел место грандиозный катаклизм -
свидетельство тому – лунные кратеры, оказавшиеся при ближайшем рассмотрении
стенами древнейших огромных городов, из которых лунные коротышки были вынуждены
переселиться на внутреннюю планету. В отличии от
Ефремова, Носов не останавливается на истории лунного общества, но очевидно:
здесь имели место социальная и научно-техническая деградация, экологическая
катастрофа. Намёк на последнюю – «плохой воздух» на
Дурацком Острове, под воздействием которого коротышки превращаются в баранов (мутируют?). Кстати, а сама ссылка на Дурацкий
Остров социальных низов лунного общества – чем не аналог «мягкой смерти» на Тормансе?
Совсем противоположны
лунным коротышкам земные. Они живут принципами ненасильственной и неотчуждённой
цивилизации, в согласии с природой (забавный факт: автомобиль Винтика и Шпунтика ездит на газированной воде – чем не намёк на поиск
более простых, и в то же время – более совершенных по сравнению с нефтью
энергоносителей?). Им не нужны деньги и ценные бумаги. Они не ходят на работу в
привычном нам смысле. Всё то, чем они занимаются –
пишут стихи, готовят пищу на костре, когда в доме внезапно возникает эффект
невесомости, строят воздушный шар или ракету для полёта на Луну – всё это может
быть и трудные, но всё же интересные дела, которые они выполняют не работая, но
играя. Совсем как в обществе будущего у Ефремова.
Носов не даёт названия тому
общественному строю, в который погружены жители Цветочного городка. Напомним:
книга писалась в 1960 годы, когда КПСС провозгласила:
«Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!». Видимо, Носов
верил: его читатели, повзрослев, уже будут жить при коммунизме, и он станет для
них естественной средой, не требующей специальных обозначений.
Зато в отношении общества лунных
коротышек все имена названы, все маски сброшены. Макаронный магнат Скуперфильд и финансовый воротила господин Спрутс, делающий деньги на бычьем тренде акций дутого
Общества гигантских растений. Ночлежки для бродяг и разгон демонстраций.
Промывка мозгов обывателей продажной прессой и телевидением («невесомость – это
такое явление, от которого все кости становятся мягкими и человек превращается
в червяка»). Монополизация рынков и разорение мелких предпринимателей (помните,
как прогорел Пончик, открывший лунным коротышкам гастрономическую ценность
соли?). Тайные организации рабочих, в одну из которых («Общество свободных
крутильщиков») вступает Пончик после разорения. Поистине, книга Носова -
учебник марксизма для малышей!
Носов, как и Ефремов, был настоящим коммунистом. Конечно, таких проблем с выходом «Незнайки на Луне» в печать, как у Ефремова с«Часом быка» у Носова не было. Но вот что интересно: Носов больше некоторых даже сегодняшних «коммунистов» понимает необходимость технического, а не только морального превосходства социализма над предыдущей формацией. Лунные коротышки сбрасывают с себя иго местной «элиты», когда начинают применять в сельском хозяйстве семена привезённых землянами гигантских растений, когда в промышленности и на транспорте самовольно внедряют антигравитацию.