Третий Всероссийский конкурс
научно-образовательных проектов
«Энергия
будущего – 2005»
Конкурсная работа
Преодоление стереотипов влияния АЭС на безопасность
человека. Пути формирования позитивного отношения школьников к ядерной
энергетики как объекту цивилизации.
Шифр работы: 05001
Автор работы:
Белоногова Евгения Викторовна
г. Удомля, Тверская область.
Школа № 2, 11 г класс.
Контактный телефон: 8 (08255) 5-57-59
E-mail: spm111@yandex.ru
Научные руководители:
Пукалова Ирина Александровна -
учитель физики средней школы № 2,
Москалева Юлия
Витальевна -
ведущий психолог Центра психолого-
педагогической реабилитации и
коррекции.
Удомля. 2005
Содержание
Введение
………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические аспекты данной
проблемы…………………4
§1. Роль и значение эмоций, чувств в формировании и
развитии личности…………………………………………………………………….4
§2. Страх и тревожность. Страх катастроф как один из
значимых страхов в эмоциональном мире человека ……………6
2.1. Страх и тревожность ………………………………………………………..6
2.2. Страх катастроф как один из значимых страхов в
эмоциональном мире человека ……………………………………………….9
Глава II.
Практические аспекты данной проблемы.
Формы и методы организации психологической помощи
школьникам в формировании положительного
восприятия АЭС…………………………………………………………………………11
§1. Описание исследовательской
деятельности……………………11
§2. Формы и
методы организации психологической помощи
школьникам
в организации положительного
восприятия
АЭС ………………………………………………………………………..14
Резюме ……………………………………………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………………..16
Список
литературы …………………………………………………………………..17
Введение
Люди
часто употребляют слово энергия. О сорте шоколада говорят, что он хорошо
компенсирует затраты энергии, о полном сил человеке – «сгусток энергии», а
учителей и воспитателей призывают энергичнее принимать меры. Ученые занимаются
физикой высоких энергий, политики и экономисты обсуждают использование энергии
солнца, ветра и атомного ядра. Но даже специалисту трудно сказать, что же это
такое – энергия!
Энергия
необходима для того, чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение,
что-то нагреть, поднять и осветить. Без энергетической подпитки невозможна
любая жизнедеятельность, не двигаются автомобили, не работает отопление.
Энергия
помогает нам жить, самая большая затрата энергии приходится на домашнее
хозяйство, то есть на удовлетворение наших потребностей.
Окружающие
нас в быту предметы -электрические приборы (кухонные плиты, светильники, утюги,
телевизоры) требуют постоянного притока
энергии. Не было бы энергии – жизнедеятельность людей усложнилась.
Выражение
«ядерная энергия» вызывает различные ассоциации: как положительные, так и
отрицательные.
Выбор
данной темы обусловлен актуальностью проблемы: одни боятся, другие принимают с
радостью.
Вокруг
такого объекта, как АЭС возникает много мифов, легенд, стереотипов, которые и
влияют на формирование определенных отношений.
Цель работы:
Создание условий для преодоления стереотипов у
школьников к АЭС в рамках образовательного учреждения
Задачи:
изучить природу эмоционального мира человека,
классификацию страхов;
определить степень значимости страха катастроф у
школьников;
выявить уровень информированности о функционировании
АЭС;
разработать систему мероприятий по формированию
положительного отношения к ядерной энергетики у школьников.
Объектом
изучения стали учащиеся школы № 2 имени С. Ступакова.
_____________________
Атомная
электростанция
Глава I
Теоретические аспекты данной
проблемы.
§1 Роль и значение эмоций, чувств
в формировании и развитии личности.
Эмоции и чувства выражают наше отношение к тому, что
мы познаем, к нашим поступкам.
Эмоции образуют основную побудительную силу и своим
влиянием способны изменить образ жизни, действия и общения; они воздействуют на
органы и ткани организма, а, следовательно, сказываются на нашем духовном и
телесном здоровье.
Эмоция -
психологическое состояние, которое можно классифицировать и разделить на
группы.
Наиболее
часто в эмоциональной сфере выделяют пять основных эмоциональных переживаний:
аффект - сильная, бурная, но относительно кратковременная эмоциональная реакция на внешний стимул;
эмоция- реакция на ситуацию, но более длительная и
менее интенсивная, в отличие от аффекта;
чувства – вторичная эмоция, сформировавшаяся как
обобщение соответствующих простых эмоций к объекту чувства;
настроение общее или относительно слабое
эмоциональное состояние, которое вызывается различными событиями,
обстоятельствами, а также физическим состоянием;
стрессовые состояния – это промежуточное положение
между эмоцией и аффектом, но по длительности протекания оно приближается к
настроению.
Эмоции
человека – продукт общественно-исторического развития. Эмоции имеют и
специальную функцию – выступают средством общения. Высший продукт их развития –
устойчивые чувства. Истинность сказанного всегда зависит от чистоты чувств
говорящего.
Чувство
может реализоваться с различными эмоциями. Чувство – будь это любовь или
ненависть, восхищение или отвращение – всегда направлено на объект.
Исходя
из объекта чувств, представленного в сфере социальных явлений, их подразделяют
на виды: моральные, эстетические, интеллектуальные, практические.
Моральные чувства испытывает человек при восприятии
явлений действительности с точки зрения нравственных ценностей ориентаций,
выработанных обществом (представление о долге, чувство долга);
эстетические чувства человек испытывает при восприятии
явлений действительности и многообразия национального и художественного
творчества (предметом эстетических чувств могут быть явления социальной жизни,
природа, произведения искусства и сам человек);
интеллектуальные чувства испытывает человек, когда
направленно приобретает знания о явлениях природы и общественной жизни (эти
чувства связаны с решением проблем, познавательных и жизненных ситуаций и
задач);
практические чувства испытывает человек, включенный в
ту или иную работу, деятельность (объектом практических чувств являются труд,
учение, спорт, игра и, конечно же, общение).
Эмоции
порождают чувства, которые, в свою очередь, являются источниками эмоций.
Разнообразие
эмоций бесконечно велико. Гнев, страх, любовь, ненависть, радость, печаль, стыд,
гордость и различные оттенки этих эмоций могут быть названы наиболее грубыми
формами эмоций, будучи тесно связаны с относительно сильным телесным
возбуждением. Более утонченными эмоциями являются моральные, интеллектуальные и
эстетические чувства, с которыми обыкновенно бывают, связаны значительно менее
сильные телесные возбуждения.
Эмоции
непроизвольны и неотделимы от своей психической деятельности человека – его
мышления, сознания, мировоззрения. Страх и тревожность возникают помимо воли; у
человека нет кнопки, которую он мог бы нажать и прекратить душевные
переживания.
Все
люди испытывают радость и печаль, гнев и страх, знают разницу душевных
состояний, проявляющихся в сильных ощущениях, впечатлениях.
Наблюдая
жизнь во всей ее многогранности – красоту и уродство, добро и зло, общаясь в
сфере искусства, человек учится радоваться, надеяться, любить, восхищаться,
бороться. Мир представления у каждого человека свой, и его во многом определяют
эмоции. Они неотделимы от всей психической деятельности – мышления, сознания,
убеждений, мировоззрения человека.
Совокупность эмоций образуют чувствительный
фон, так называемое относительное эмоциональное состояние.
Эмоции
играют огромную роль в формировании и развитии личности. У человека возникают
как положительные, так и отрицательные эмоции. Одной из таких эмоцией является
страх. Подробнее мы рассмотрим этот вопрос далее.
§2 Страх и тревожность. Страх
катастроф как один из значимых страхов в эмоциональном мире человека.
2.1 Страх и тревожность.
Страх – это реакция на действительную или мнимую
опасность. Рано или поздно страх испытывают все люди, особенно теперь, когда
появляются все возрастающее число объектов, которые пугают или могут быть
потенциально опасными.
Страх вызывается повышением тонуса симпатической
нервной системы, он проявляется расширением зрачков, сухостью во рту, учащением
пульса, спазмом периферических сосудов, иногда холодным «симпатическим» потом,
может даже сопровождаться «рефлексом мнимой смерти». Длительное состояние
страха заставляют человека ходить взад и вперед, совершать бессмысленные
поступки. Связанные со страхом переживания преследуют человека в снах.
Организм человека устроен так, что борьба со страхом
не может долго продолжаться. Страх в чистом виде охватывает человека на непродолжительное
время, если он не позволяет ему разрастаться.
Существуют как врожденные (природные, естественные),
так и приобретенные (культурные) причины или стимулы для страха. К врожденным
пусковым механизмам страха относят такие, как одиночество, незнакомость,
высота, неожиданное приближение, неожиданное изменение стимула, боль. К
социокультурным факторам страха относят обычно присутствие чего-то угрожающего
или отсутствие того, что обеспечивает безопасность, а также контекст события,
опыт и возраст индивида и другое.
Переживание страха часто бывает эпизодическими,
бесследно исчезающими, но могут вызвать и длительные невротические или
психические заболевания.
Причиной страха может быть либо присутствие чего-то
угрожающего, либо отсутствие чего-то, что обеспечивает безопасность (таким
объектом является, например, для ребенка мать). Страх может быть вызван тем,
что события не приходит в ожидаемом месте или в ожидаемое время. Иногда страх
не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. В
норме человек переживает страх только при наличии реальной угрозы.
Бывает страх реальный и невротический. Первый
рассматривается как кажущаяся нам понятной реакции на осознанную опасность.
Невротический же возникает на беспредметной, болезненной основе и является
доминирующим компонентом тревожности (беспокойства). Появление страха зависит
от оценки нашего знания, ожидаемого события от ощущения собственных сил и
возможностей для противопоставления их окружающему миру. Защитной реакцией
может быть бегство, оборона, а иногда и нападение, агрессия.
Природные стимулы страха связаны с возрастом, т.е. зависят
от процессов созревания и развития.
В
школьном возрасте
признаки вегетативного перевозбуждения у невропатических детей становится
особенно выраженными. На самые обычные физические и психические раздражители
такие дети реагируют потливостью, повышением температуры, ознобом или же
сосудистыми кризами в форме головных болей, головокружений, обмороков.
В основном, в эмоциональном мире человека выделяют
пять видов страха:
1.
По форме и отметкам проявления: страх астетический (оцепенение, слабость,
нецелесообразность поступков) и стенический (паника, бегство, агрессия),
соответствующий и не соответствующий степени опасности, адекватный и
неадекватный.
2.
По степени выраженности: испуг (внезапный и кратковременный страх,
возникающий при неожиданном и неприятном), боязнь (постепенно возникающее
чувство страха, связанное с осознанием продолжающейся опасности, которая может
быть устранена) и ужас (наивысшая степень страха с характерным угнетением
рассудочной деятельности – «безумный страх»).
3.
По формам проявления: страх витальный (переживание страха исходит из
собственного тела, эмоциональных систем головного мозга), реальный (опасность
из окружающего мира), моральный страх или страх совести (возникает в результате
согласования первичных психических тенденций и более дифференцируемых
тенденций).
4.
По виду: осознанный генерализованный, осознанный локализованный, неосознаваемый
страх.
5.
По этапам развития: нерешительность, неуверенность, смущение,
боязливость, тревога, страх и ужас.
Также существует и проблема
социального страха. Большинство людей боятся будущего, они опасаются стать
нетрудоспособными, потерять работу. По этапам причине все боятся старческого
возраста и сопутствующих ему болезней. Особенно характерно это явление для
стран с неразвитыми социальными службами. Люди не могут положиться ни на
государство, ни на соотечественников.
Психологическая устойчивость
к страху состоит не в избавлении от него, а в умении преодолевать это чувство,
владея собой.
Оценка ситуации и самооценка
заметно зависят от тревожности личности. Высокотревожные личности эмоционально
острее реагируют на неудачу, они хуже работают в стрессовых ситуациях или в
условиях дефицита времени.
Действительно, тревожность
часто сопровождается физическими симптомами, такими, как сердцебиение,
испарина, понос, учащение дыхания.
В отличие от страха
тревожность характеризуется, прежде всего расплывчатостью и неопределенностью.
Даже если имеется конкретная опасность, как при землетрясении, тревожность
связана с ужасом перед неизвестным. Тревожность вызывается такой опасностью,
которая угрожает самой сущности или ядру личности.
Тревожность, в противоположность страху,
характеризуется чувством беспомощности перед надвигающейся опасностью.
Беспомощность может быть обусловлена внешними факторами, как в случае
землетрясения, или внутренними, такими, как слабость, трусость,
безынициативность. Таким образом, одна и та же ситуация может вызвать либо
страх, либо тревогу, в зависимости от способности или готовности индивида
бороться с опасностью.
Страх, как и эмоции, можно
классифицировать:
страх темноты – это один из распространенных страхов у школьников, да и
среди взрослых, когда люди боятся чего-то мистического, сказочного и страшного;
страх одиночества – у нервных детей одиночество тяготит и беспокоит,
они боятся остаться одни дома, потеряться в незнакомом месте. Такое поведение
часто связано с полученной некогда психической травмой, и ревностью, и
природной робостью, и деспотизмом, для которого страх – лишь маскировка;
страх сказочных персонажей, чудовищ, привидений – это один из самых
распространенных страхов, причем в последнее время он встречается особенно
часто и приобретает особенно тяжелые формы. Ничего удивительного тут нет:
нынешнее искусство для детей нельзя назвать щадящим, потому что дети часто
смотрят не только мультфильмы, в которых действуют монстры, роботы-убийцы,
вампиры, зомби и прочее, но и боевики, триллеры и фильмы ужасов;
страх смерти – этот страх обычно проявляется у детей с раннего возраста
и это вполне нормально. Когда ребенок вдруг осознает, что и он, и люди вокруг
него смертны, это бывает для него
серьезным потрясением, но затем довольно скоро жизнь берет свое, дети более или
менее утешаются тем, что все это будет еще не скоро, и мысли о смерти
постепенно вытесняются на задний план;
страх уколов, боли, врачей. Этот страх проявляется у детей дошкольного
возраста. В школьные годы у некоторых детей этот страх проходит, а у некоторых
остается на всю жизнь;
боязнь хулиганов, бандитов, войны, катастроф и т.п. В их основах лежит все тот
же страх смерти. Увы, в наше время эти детские страхи становятся все более
обоснованными, и взрослым надо постараться по возможности создать у ребенка
чувство большей защищенности: не смотреть при нем новостей, в которых сейчас то
и дело рассказывают про катастрофы, теракты, военный конфликты и прочее, не
говорить в его присутствии про всесильность мафии и непременно защищать от
обидчиков;
страх наказания, крика и т.п.
Часто взрослые обращаются с
детьми властно, не допускают возражений. Или предъявляют завышенные требования,
и в детской душе поселяется страх быть отвергнутым.
Среди всех страхов самой значимым является страх катастроф, потому что связан с безопасностью нашей жизни.
Причины его возникновения:
î незнание реальной угрозы;
î у людей срабатывает
инстинкт самозащиты;
î подробная информация СМИ;
î частота совершаемых
катастроф.
Тревожность и страх являются
эмоциональной реакцией на опасность, они зависят как от человека, так и от его
возраста.
2.2 Страх катастроф как один из
значимых страхов в эмоциональном мире человека.
Какая-то
Удомля безвестная посреди тверских лесов, и вдруг в краткий исторический миг
вознесла ее и укрепила Калининская Атомная Электростанция.
Все началось какие-то 30 лет
тому назад в 1974 году, когда начались работы по строительству АЭС. Уже через
десять лет в работу был пущен первый блок КАЭС, второй – в 1986 году и,
наконец, 16 декабря 2004 года на Калининской АЭС произошло событие, которое
энергетики страны ждали более 20 лет. Утром, в 5 часов 34 минуты, третий
энергоблок был включен в единую энергосистему России.
Развитие энергетики приносит
в нашу жизнь, как положительные, так и отрицательные моменты.
После аварии на
Чернобыльской АЭС в 1986 году над страной пронеслась волна негодования,
неприятия и страха к атомным станциям вообще. И конечно теперь у людей
складывается неправильное восприятие объекта. Возникают разнообразные страхи и
самый значимый – страх катастроф, потому что он связан с безопасностью нашей
жизни.
Именно такие страхи,
формирующие стереотипы отрицательного отношения, неприятия ядерной энергетики,
нас и будут интересовать.
_____________________
тому подобное
Эмоциональный мир человека разнообразен. Гнев, страх, радость, ненависть, любовь, печаль, стыд, гордость, и т.д. - все это эмоции, которые сопровождают человека всю его жизнь. В эмоциональной сфере выделяется пять групп эмоций. Высший продукт эмоционального развития – устойчивые чувства. Совокупность эмоций образует чувствительный фон. У человека возникают как положительные, так и отрицательные эмоции, одна из которых страх. Страх подразделяется на пять видов и его можно классифицировать. Самый значимый страх – страх катастроф, потому что связан с безопасностью нашей жизни.
АЭС является потенциальным
источником катастроф. Люди в любое время боялись, и будут бояться, потому что
это в природе человека борьба за самосохранение.
Поэтому необходимо создавать
условия для людей, способствующие адекватному восприятию АЭС. Подробнее этот вопрос мы рассмотрим
далее.
Глава
II
Практические аспекты данной
проблемы. Формы и методы организации психологической помощи школьникам в
формировании положительного восприятия АЭС.
§1
Описание исследовательской деятельности.
По проблеме
выявления преобладающих страхов в декабре 2004 года была проведена
исследовательская деятельность в средней школе №2 имени С. Ступакова с
учащимися 5, 11 классов. В экспериментальном исследовании приняло участие 52
человека (5 класс – 30человек, 11 класс – 22 человека).
Цель данного анкетирования:
определить
степень значимости страха катастроф и страха к АЭС у школьников разного
возраста.
Исследовательская
деятельность началась с анкетирования 5, 11 классов на выявления преобладающих
страхов (см приложение №1) и определения уровня информированности по
функционированию АЭС (см приложение №2).
Результаты анкетирования
пятиклассников оказались следующими.
Результаты анкетирования на
выявление преобладающих страхов среди учащихся 5 классов (всего – 30 человек,
возраст – 9-11 лет).
Варианты вопросов смотрите в
приложении №1
По ответам предложенными
пятиклассниками были определены ведущие страхи.
I место
– 54% страх связанный с безопасностью нашей жизни (смерть, терроризм)
II место
– 44% страх связанный с безопасностью нашей жизни (стихийные бедствия)
III
место – 30% страх связанный с безопасностью нашей жизни (огня, пожара)
В данной анкете видно, что
страх АЭС незначительный по сравнению с другими, но АЭС также относится к
объектам влияющих на нашу жизнь и здоровье, чему и уделили внимание
пятиклассники.
Результаты анкетирования 11
классов:
Результаты анкетирования на
выявление преобладающих страхов среди учащихся 11 классов (всего – 22 человек,
возраст – 16-17 лет).
Варианты вопросов смотрите в
приложении №1
По ответам предложенными
одинадцатиклассниками были определены ведущие страхи:
I место
– 18% страх связанный с безопасностью нашей жизни (заболеть, терроризм)
II место
– 15% страх связанный с безопасностью нашей жизни (огня, пожара)
III
место – 13% страх животных, зверей, насекомых.
В данной анкете видно, что
страх АЭС незначительный по сравнению с другими, но АЭС также относится к
объектам влияющих на нашу жизнь и здоровье, чему и уделили внимание
одиннадцатиклассники.
В данных анкетах видно, что
страх к АЭС не значителен.
î на момент проведения
анкетирования не было отрицательных моментов, связанных с различными
катастрофами и с АЭС, что создавало доброжелательную обстановку;
î родители большинства
респондентов работают на Калининской АЭС и дети хорошо осведомлены;
î на момент проведения
исследовательской деятельности в городе произошло событие, пуск третьего
энергоблока. С этим событием был связан приезд высокопоставленных лиц, в том
числе президента РФ В.В. Путина.
Результаты
сравнительного анализа анкет показали, что уровень тревожности у пятиклассников
к страхам, связанным с безопасностью нашей жизни (война, терроризм), в целом
значительно выше, чем у одиннадцатиклассников.
Оказалось,
что младшие подростки (дети 9-11 лет) более подвержены различным страхам.
î разный уровень
информированности (у старшеклассников есть предметы физика, история)
î различный уровень развития
сознания;
î у детей 16-17 лет
рефлексивное развитие значительно лучше, согласно возрастным особенностям;
î различные возрастные
потребности (пятиклассникам – дружба, принятие, учеба; одиннадцатиклассникам –
выбор будущей профессии).
Такие результаты не могут не настораживать. Из всего
этого следует, что дети нуждаются в помощи взрослых (родителей, учителей,
психологов).
Чтобы выявить уровень информированности детей разных
возрастов была проведена исследовательская деятельность и учащимся 5, 11
классов были заданы вопросы.
Результаты анкетирования оказались следующими.
На первый вопрос большинство респондентов
затруднились ответить, что говорит о низком уровне информированности в области
функционирования АЭС.
Положительные моменты функционирования АЭС опрашиваемые
ответили следующее:
I место – 64% электроэнергия,
II место – 26% высокая
заработная плата,
III место – 10% рабочие места.
î относительно устойчивые благоприятные
жилищные условия, в которых проживает население города, в том числе
респонденты;
î материальная обеспеченность
(не все работают на АЭС).
Результаты данного вопроса показали наличие одного
из типичных стереотипов (различная заработная плата).
На вопрос о том, что отрицательного приносит в нашу
жизнь АЭС, большинство респондентов отметили наличие возможной проблемы
экологии (82%).
î загрязнение воздуха;
î сброс теплой воды в местные
водоемы.
Таким образом, проведенное анкетирование показывает,
что уровень информированности в области функционирования АЭС низкий.
Далее мы рассмотрим систему мероприятий по
формированию положительного и правильного отношения к ядерной энергетике,
которую предлагается проводить в общеобразовательных учреждениях.
§2.
Формы и методы организации психологической помощи школьникам в организации
положительного восприятия АЭС.
Психика
человека существенно отличается от психики даже высоко организационных животных тем, что она в большинстве своих
проявлений осознана.
Сознание – это, прежде всего
знание о чем-то. Знание служит средством удовлетворения потребностей, средством
достижения целей. Осознать – еще не значит приобрести потенциальную возможность
научить, передать свои знания другому. Чтобы научиться чему-либо, нужно очень
хотеть, нужно быть заинтересованным в достижении цели. Чтобы повысить уровень
информированности, научить и заинтересовать детей была разработана система
мероприятий.
5-6 классы:
-
Классные часы:
«Мир вокруг нас» (агрессивный и добрый);
«Кому на Руси жить хорошо» (положительное и
отрицательное в функционировании АЭС);
«Труд и безопасность» (формирование ответственности
к труду);
-
Экскурсии (Центр общественных связей Калининской АЭС).
7-8 классы:
-
Определение степени значимости страха катастроф у учеников 7-8 классов
(тестирование);
-
Встречи с работниками Калининской АЭС;
-
Классные часы:
«Экология в жизни каждого человека»,
«Живая и
красивая природа»,
« Труд
облагораживает человека» (формирование ответственности к труду);
-
Экскурсии;
-
Навыки ведения в экстренных ситуациях.
9-10-11 классы:
-
Экономический час (пригласить работников экономической сферы);
-
Юридический час (права человека в экстренных ситуациях);
-
Экскурсии на Калининскую АЭС;
-
Классные часы:
«Как это было» (авария на Чернобыльская АЭС),
Показ видеофильмов об аварии,
«Истинное сокровище для людей – умение трудиться»
(формирование ответственного отношения к труду).
Резюме.
По проблеме выявления преобладающих страхов у детей
разного возраста была проведена исследовательская деятельность. Результаты
анкетирования оказались достаточно интересными. По итогам исследования можно
судить, что у респондентов низкий уровень информированности, преобладают
страхи, связанные с безопасностью нашей жизни и повышенный уровень тревожности.
Из всего этого следует, что детям нужна помощь взрослых: учителей, родителей и
психологов. Исходя из этого анкетирования, была разработана система мероприятий
для различных возрастных категорий, которую предлагается проводить в
общеобразовательных учреждениях. Она повышает уровень информированности, вносит
положительный заряд в жизнь детей.
Заключение.
Личность
является предметом изучения разных отраслей психологии. Возрастная психология
изучает развитие личности и способы ее взаимодействия с окружающим миром на
разных возрастных этапах. Социальная психология исследует личность в группе,
где она занимает роли лидера или аутсайдера, где проявляются типичные для
данной группы ценности, формы поведения, соответствующие или не соответствующие
нормам.
Роль эмоций, чувств, в
формировании и развитии личности играют огромную роль.
Эмоции и чувства выражают
наше отношение к тому, что мы познаем, к нашим поступкам. Эмоциональный мир
человека разнообразен. Знания об эмоциях необходимы каждому для того, чтобы
лучше понять других и самого себя. Не понимая себя, невозможно понять другого.
Эмоции образуют основную
побудительную силу и своим вниманием способны изменить образ жизни, действий и
общений.
Неспособность или нежелание
понять эмоциональное состояние другого человека приводит к психической
несовместимости и нередко становится причиной конфликтов.
Каждый человек испытывает
потребность в ликвидации напряжения, раздражения, плохого настроения, ибо он
сам личность. Этому способствует полезный труд, любимое занятие.
Стремление к поддержанию у
себя и окружающих положительного эмоционального настроения обеспечивает
здоровье, бодрость и счастье. Для благоприятного, положительного
«эмоционального климата», необходимы доброжелательность и культура.
Человек обитает на Земле
около миллиона лет. При обозрении истории – от появления человека до
современности – становится очевидным самый главный фактор человеческой натуры.
Это – интеллектуальный интерес. Человек неудержимо стремится к познанию, хочет
все испробовать, все осмыслить до конца.
При помощи своего интеллекта
(ума) человек способен совершенствовать мир, а общество, в котором он живет
должно всячески помогать ему и поддерживать.
1.
Дружинин В.Е. Психология эмоций, чувств, воли (серия « Практическая психология»).
– М., 2003, 96 с.
2. Т.
Шмелева. Развивающие игры для маленьких трусишек. - М., 1997, 100 с.
3.
Психология мотиваций и эмоций (под
руководством Ю.Б. Гиперентер и М.В. Фаликман). - М., 2002,752 с.
4.
Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию (Библиотека
психологии). - Москва, Екатеринбург,
2000, 416 с.
№ п/п |
Вопрос респонденту (Боишься ли ты?) |
Отметить знаком
положительный ответ |
1 |
Остаться один дома |
|
2 |
Заболеть |
|
3 |
Умереть |
|
4 |
Старшеклассников |
|
5 |
Учителей |
|
6 |
Наказания |
|
7 |
Сказочных персонажей |
|
8 |
Страшных снов |
|
9 |
Темноты |
|
10 |
Зверей, животных |
|
11 |
Машин, поездов |
|
12 |
Стихийных бедствий |
|
13 |
Высоты |
|
14 |
Маленьких темных комнат |
|
15 |
Воды |
|
16 |
Огня |
|
17 |
Войны |
|
18 |
Врачей |
|
19 |
Крови |
|
20 |
Уколов |
|
21 |
Боли |
|
22 |
Неожиданных резких звуков |
|
23 |
Терроризм |
|
24 |
АЭС |
|
Приложение
№2
№
п/п |
Вопрос
респонденту |
|
1 |
Какой
нормальный радиационный фон |
Число |
2 |
Назовите положительные моменты в
функционировании АЭС |
Свой
вариант |
3 |
Назовите отрицательные моменты в
функционировании АЭС |
Свой
вариант |