Реклама

       Третий Всероссийский конкурс научно-образовательных проектов

                                    «Энергия будущего – 2005»

 

 

 

 

 

 

 

                                              

                                              Конкурсная работа

          

             Научно-технический прогресс как

   необходимое условие развития человечества.   Ядерная энергетика и общество - содружество

    или противостояние.

 

 

 

Шифр работы: 05003

 

Автор работы:

                                                                Жданович Екатерина Викторовна

 

                                                                г. Удомля, Тверская область.

                                                                 Школа № 2, 11А класс.

 

                                                                Контактный телефон: 8 (08255) 5-57-59

                                                                E-mail: spm111@yandex.ru

 

                                                                Научные руководители:

                                                                Пукалова Ирина Александровна -

                                                                учитель физики школы № 2,

                                                                Москалева Юлия Витальевна -

                                                   ведущий психолог Центра психолого- педагогической реабилитации и коррекции.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Удомля.  2005

 

 

Содержание.

Введение…………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретические аспекты изучаемой проблемы.

§1. Научно-технический прогресс как необходимое условие развития человечества……………………………………………………………….5

1.1. Предпосылки  начала научно-технической  революции ……..…….5

1.2. Научно-техническая революция и ее значение. Ускорение экономи-

ческого роста………………………………….……………………………6

1.3. Проблемы человечества и кризис последней НТР ………………… 7

§2. Ядерная  энергетика, как объект научно-технической революции…11

1.1. Топливные ресурсы………………………………………………… ...11

1.2. Типы электростанций……………………………………………… …12

1.3. Единая энергосистема России ……..…………………………………13

Глава II. Исследовательская часть.

§1. Результаты исследовательской деятельности………………………...17

§2. Рекомендации работы в рамках образовательного учреждения…….22

 Заключение………………………………………………………………......24

Список ………………………………………………………………………..25

Приложение…………………………………………………………….........26


                                        Введение.

                                        Актуальность.

Существует крылатая фраза: «Прогресс остановить нельзя».

Ядерная энергетика является одним из достижений научно-технического прогресса. В наше время она получила очень большое развитие во многих странах мира.

Сегодня в мире насчитывается более 100 атомных станций (АЭС). Каждая шестая лампочка в мире работает за счет электроэнергии, вырабатываемой атомными электростанциями. После известных трагических событий в Чернобыле, произошедших в апреле 1986 года, отношение людей к ядерной энергетике стало неоднозначным. Общество разделилось на сторонников и противников ядерной энергетики. К концу 80-х годов ХХ века, после аварии на Чернобыльской атомной станции часть населения Удомли, многие жители Тверской области требовали прекратить строительство 3 и 4 блока Калининской АЭС, а отдельные представители общества даже требовали остановить действующие 1-й и 2-й энергоблоки.

С момента Чернобыльской трагедии прошло почти 20 лет, интересно узнать, какая позиция преобладает в современном обществе, что мы и рассмотрим в настоящей работе. 

 

Цель: исследовать мнение населения города о ядерной энергетике как объекте цивилизации; разработать рекомендации по созданию системы информирования в рамках образовательного учреждения.

 

Задачи:

1. Опросить детей и взрослых разных возрастных категорий, с целью выявления отношения к атомной станции, к ядерной энергетике:

·        детей 14-17лет,

·        взрослых 20-30 лет,

·        взрослых 30-50 лет.

2. Представить с помощью графиков, схем, диаграмм зависимость отношений, потребностей от возрастных категорий.

3. Проанализировать полученные результаты по  указанным возрастным категориям.

4. Разработать рекомендации по созданию системы  информирования детей, оказанию психологической помощи.


Глава I. Теоретические аспекты изучаемой проблемы.

  § 1. Научно-технический прогресс как необходимое условие развития человечества.

1.1. Предпосылки начала научно-технической революции.

  Прогресс - это поступательное движение, улучшение в процессе развития.

      Научно-технический прогресс-это прогресс, относящийся к науке и технике.

      Наука – это система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний.

  Научный и технический прогресс впервые начали сближаться  в XVI-XVIII веках, когда мануфактурное производство, нужды мореплавания и торговли потребовали теоретического и экспериментального решения практических задач.

    Более конкретные формы это сближение приняло с конца  XVIII века  в связи с развитием машинного производства, что было обусловлено изобретением Д. Уаттом парового двигателя. Наука и техника начали взаимно стимулировать друг друга, активно влияя  на все стороны жизни общества, радикально преобразуя не только материальную, но и духовную жизнь людей.

  Двадцатый  век  человечество встретило  с новыми видами транспорта: самолетами, автомобилями, огромнейшими пароходами и все более быстрыми паровозами; трамвай и телефон были  в диковинку лишь жителям отдаленной глубинки. Метро, электричество, радио и кино прочно вошли в быт  передовых стран.

Но в то же время в колониях сохранялась ужасающая нищета и отсталость, да впрочем, и в метрополиях все было далеко не так благополучно. В связи с развитием техники и транспорта мир познал, что такое безработица и кризис перепроизводства, засилье только что появившихся монополий. К тому же, ряд государств (к примеру, Германия) не успели к разделу колоний, и начало крупномасштабных войн было лишь вопросом времени. Научно-технический прогресс встает на службу военно-промышленному комплексу. Создаются все более разрушительные виды вооружений, которые сначала были опробованы в локальных конфликтах (русско-японская война), а затем применены во время первой мировой войны.

 Первая мировая война произвела огромный переворот в общественном сознании.

Всеобщий оптимизм начала двадцатого века под влиянием ужасов войны, понижения уровня жизни, тяжести повседневного труда, стояния в очередях, холода и голода сменился на тяжелый пессимизм. Рост преступности, числа самоубийств, падение значения духовных ценностей - все это было свойственно не только Германии, проигравшей войну, но и странам-победительницам.

 

1.2. Научно-техническая революция и ее значение.

Ускорение экономического роста.

Научно-техническая революция (НТР) - это качественно новый этап научно-технического прогресса. НТР привела к  коренному преобразованию производительных сил  на основе превращения науки в ведущий фактор развития производства. Начавшись в середине ХХ века под влиянием крупнейших научных и технических открытий, возросшего взаимодействия науки с техникой и производством (к примеру, значительное продвижение в изучении структуры и свойств атомных ядер, привело в 1954 году к созданию первой промышленной атомной электростанции в г. Обнинске), она  оказала значительное влияние на все стороны жизни общества.       Главные направления научно-технической революции:

·     комплексная автоматизация производства, контроля и управления на основе широкого применения электронно-вычислительных машин (сегодня уже никого не удивишь компьютером, а между тем лет 30 назад они привлекали всеобщее внимание);

·      открытие и применение новых видов энергии (начиная от строительства атомных, геотермальных и приливных электростанций и кончая новейшими разработками в области использования энергии ветра, солнца и магнитного поля Земли);

·     создание и применение новых видов конструкционных материалов (различные пластики активно вытесняют металл и древесину).

Резко возросли требования к уровню образования, квалификации и организованности работников. Это во многом вызвано заменой человека машиной в монотонном процессе промышленного производства и его переориентировкой на творческие виды деятельности. В результате  НТР постоянно происходит рост валового внутреннего продукта (ВВП), что объясняется ростом производительности труда и лишь незначительным ростом трудозатрат. Следствием этого явилось повышение темпов экономического роста. Во многом именно благодаря этому  фактору,  на  западе смогли построить так называемое государство благоденствия, когда  при сохранении демократических прав и свобод и рыночной экономики   гражданам гарантируется определенный уровень  социального обеспечения и благосостояния. Во многих  капиталистических странах мира это привело к росту роли государства, которое, по мнению, сформировавшемуся в обществе после войны, должно взять заботу о своих  нуждающихся гражданах на себя.

Научно-техническая революция привела развитые страны к эпохе массового потребления. Вещи одноразового потребления также стали спутником современного человека. Это создало дополнительные удобства,  но  привело к дополнительной нагрузке на окружающую среду (одноразовые пластиковые бутылки просто не могут  разложиться  в природных условиях, оставаясь надолго лежать на многочисленных  свалках). К числу отрицательных последствий НТР следует отнести существовавшую до распада СССР гонку вооружений. Именно благодаря НТР появилось смертоносное оружие, способное уничтожить все живое на Земле.

Несмотря на все положительное, что было создано благодаря НТР,  она породила новые и усугубила ряд старых  глобальных   социально-экономических проблем. С начала НТР прошло полвека, а человечество до сих пор не решило большинство из них.

Так что же ожидает человечество далее:  решение проблем  НТР или  их усугубление? Здесь нельзя дать однозначного ответа. Но можно с полной уверенностью утверждать, что будет продолжаться демографический взрыв, благодаря дальнейшему внедрению медобслуживания в отсталых странах.  По прогнозам специалистов население стабилизируется  только к середине ХХI века на уровне 10 - 12 млрд.  человек. Вопрос состоит в том, выдержит ли Земля такое  число обитателей без сползания к необратимой экологической катастрофе.

В промышленности будет развиваться дальнейшая автоматизация, но все более, в связи с истощением ресурсов, будут использоваться ресурсосберегающие и экологически чистые технологии. Компьютерные сети, все более внедряясь в жизнь людей, приведут к созданию информационного общества, когда ИНТЕРНЕТ заменит библиотеки и даже  частично живое общение (как это сделал не так давно телефон). 

В общем, будущее представляется как не лишенное проблем, но все же представляющее более высокую ступень развития, чем сейчас.  Но это при условии, что мир не придет к экологической или социальной катастрофе. Именно возможность таких катастроф, а также глобальность многих процессов - вот отличительные признаки эпохи НТР. То, что человек пытается контролировать эти процессы, глобально  означает, что мы сейчас находимся на пути от традиционных взаимоотношений природы и общества, их противопоставления (Человек - царь природы) к ноосфере - взаимоотношениям на основе разума и целостности всего мира.

 

1.3. Проблемы человечества и кризис последней НТР

Характерной особенностью научно-технических революций было возникновение кризисных ситуаций в развитии предшествующей системы производства, как следствие положения, когда возможности существующей технологии оказывались исчерпанными. Современное развитие, несмотря на прогресс микроэлектроники, вычислительной техники, в средствах связи, в новых материалах и т.д. свидетельствует о начале кризиса новой технологии XX века.

Микроэлектроника уже вышла на рубежи технологии, где дальнейшее уменьшение размеров элементов микроэлектронной техники не может быть реализовано, так как напыленный полупроводник не может быть меньше одного атомного слоя. Даже в оптических компьютерах быстродействие не может быть больше скорости света. Матричная архитектура компьютеров не решает проблему в полной мере, так как влечет за собой увеличение объема вычислительных средств.

      Атомная энергетика вряд ли сможет реабилитировать себя в отношении безопасности. Во всем мире проблема утилизации отходов атомных производств продолжает оставаться в абсолютном тупике.

      Гидроэнергетика исчерпала свои возможности, и последние полвека развивалась за счет ущерба пахотным землям от водохранилищ и ущерба рыбного хозяйства из-за каскада плотин. Гигантские выбросы в атмосферу углекислого газа при сжигании топлива тепловыми электростанциями стали серьезным фактором экологического бедствия планеты.

      Приближается глобальный сырьевой кризис. Несмотря на большие успехи в снижении материалоемкости, экономии потребления энергоресурсов (нефти, газа, угля и так далее), прогнозируется, что уже в первой половине XXI века многие месторождения на Земле будут исчерпаны, а термоядерная энергетика пока не вышла из стадии разработок.

Одним из негативных факторов современной НТР является расслоение человечества. Человек - существо социальное, он никогда ни оценивает абсолютных показателей (типа “жить стало лучше”), а все оценивает в сравнении, и в связи с этим проблемы “расслоения” общества, вызванные процессами НТР, выглядит очень угрожающе. Расслоение происходит по нескольким признакам.

·        Расслоение по имущественному признаку.

Расслоение по имущественному признаку существовало с самого зарождения цивилизации, когда люди стали обладать частной собственностью, поэтому оно привычно. НТР лишь усилит его за счет того, что все имеют разные стартовые возможности, а результатом НТР будет умножение начального капитала. Поэтому в абсолютных цифрах доход менее обеспеченного населения возрастет, а в относительных, в сравнении с более обеспеченным, станет меньше.

·        Расслоение по возрастному признаку.

Проблема “отцов и детей” существовала всегда, просто под воздействием НТР она более обострилась. Ускорение темпов научно-технического развития стало столь очевидным, что не нужно быть специалистом, чтобы его заметить. Быстрое изменение жизненных условий, вызванное этим ускорением, служит одним из факторов, отрицательно влияющих на формирование гомеостатической системы обычаев и норм в современном мире. Какие уроки и наставления может дать молодежи многоопытная старость, если весь комплекс жизни следующего поколения ничем не напоминает образ жизни родителей.

Уже сейчас дети и родители говорят на разных языках, как в переносном, так и в прямом смысле, даже в благополучных семьях разные поколения смотрят с противоположных точек зрения, и то, что родители продолжают ценить, кажется для молодого поколения в лучшем случае смешным. И наоборот то, что молодежь воспринимает как априорную истину, воспринимается старшим поколением как очень спорная гипотеза. Еще совсем недавно пределом мечтания любителей музыки были виниловые диски и импортная “вертушка”, а магнитные записи воспринимались как жалкая пародия на “настоящее” качество. Припоминаются бурные дискуссии конца 80-х по поводу компьютерной музыки вообще, и ее создание на компьютере в частности. Самым мягким выражением любителей “чистого” звука было “ремесленничество”, и кто сейчас вспомнит, что музыку можно писать на разлинованном листе бумаги.

·        Расслоение по интеллектуальному признаку.

Хотя достижения науки и техники позволяют пользоваться сложной бытовой техникой даже домохозяйкам, не способным отличить паяльника от тостера, тем не менее, чтобы наиболее полно воспользоваться достижениями НТР, надо обладать определенным уровнем интеллекта.

Поэтому тот, кто обладает более высоким уровнем интеллекта, сможет в полной мере воспользоваться достижениями НТР, что приведет, как минимум, к увеличению материального разрыва и более четкому разграничению социального статуса.

·        Расслоение по профессиональному признаку.

НТР требует в основном людей с математическим и инженерным складом мышления, поэтому в какой-то момент данный тип мышления может показаться более важным, хотя на самом деле он всего лишь просто более подходящий для данной конкретной ситуации.

Дело в том, что в ходе научно-технического прогресса происходит углубление специализации производства и разобраться в данной области может только человек, посвятивший данной проблеме жизнь. В данной ситуации можно усмотреть еще одну тревожную тенденцию, непонимание друг другом специалистов разных, а в некоторых случаях, даже смежных специальностей.

Причины роста числа научных и технических работников очевидны ‑ это усложнение техники и использование передовых научных и технических достижений. В результате возможно появление жесткой кастовой системы, со всеми вытекающими последствиями.

·        Несоответствие роста технических возможностей росту сознания людей.

Чудеса техники открывают людям невиданные возможности, но способно ли человечество правильно распорядиться ими, не будет ли это похоже на ребенка, играющего с боевой гранатой. Много лет мир балансировал на грани ядерной войны, человечество безжалостно губит природу, не заботясь о завтрашнем дне. Конечно, технические новинки помогают лечить людей, увеличивать их удобства, бороться с различными напастями, но в тоже время все это может быть использовано и с противоположной стороны.

Так, например, последние достижения техники не только способствуют борьбе с терроризмом, но и содействуют его переходу на новый качественный уровень, так как рост технических возможностей не сопровождается адекватным ростом сознания людей.

И все-таки, несмотря на все отрицательные стороны, НТР совершается для улучшения жизни людей, и главная цель любой НТР - это благо людей, назовем только некоторые положительные стороны.

·        Расширение горизонтов познания.

Человечество во все времена старалось “заглянуть за горизонт” и понять, как устроен мир. Оно придумывало богов, создавало различные теории мироустройства и шаг за шагом приближалось к истинному пониманию мира. Но, как и горизонт, процесс познания безграничен, наверное, это и влечет к нему человека. И каждое новое открытие, кроме познания “старых” тайн, показывало, что есть еще “новые”. Как говорится, счастье не в достижении желаемого, а в движении к нему. Так и для человечества, остановка процесса всегда ассоциируется со смертью, а движение вперед - с победой жизни.

·        Использование глобальных сетей и  инфраструктур.

Одним из важнейших факторов для полноценного развития личности, является полный доступ к любой информации и свобода передвижения. Современные системы телекоммуникаций, такие как спутниковые системы телевидения и связи, INTERNET, которые в некоторой мере являются независимыми от политики правительств, позволяют человеку получать объективную информацию и оценивать ее не со слов диктора “Центрального телевидения”. Это еще один шаг к свободе человека и раскрепощению человечества.

·       

Гуманизация познания.

Как уже отмечалось выше, узкая специализация приведет к непониманию друг другом различных групп людей, в тоже время увеличение материального обеспечения и создание свободных экономических резервов позволит больше ресурсов выделить на культуру и гуманитарные науки, которые и будут играть важную роль для нахождения общего языка между различными группами людей вне работы.

Как следствие этого станет более фундаментальным базовое образование, особенно его гуманитарная часть, в частности, философия с ее понятиями базовых закономерностей и логика, особенно, формальная логика. В результате этого общее направление познания станет  гуманитарным, более “привязанным” к человеческому сообществу.

Независимость от внешних факторов.

Гомеостаз - стремление к равновесию, то есть к существованию вопреки изменениям.

Гомеостатическая деятельность человека, в которой он пользуется технологиями как своеобразными органами, сделала его хозяином Земли, могущественным, увы, лишь в глазах апологета, коим он сам и является. А перед лицом климатических катаклизмов, землетрясений и редкой, но реальной угрозы падения гигантских метеоритов человек по существу столь же беспомощен, как и в последнем ледниковом периоде.

Но уже сейчас человечество создает технику оказания помощи жертвам тех или иных стихийных бедствий. Некоторые из бедствий он умеет, хотя и неточно, предвидеть и тем самым частично нейтрализовать их последствия.

Одним из последствий НТР будет являться гомеостаз планетарного, а после и космического масштаба, когда ни землетрясение, ни вспышки на солнце не смогут причинить вред всему человечеству в целом и отдельному индивидууму в частности.

Это переведет человека из существа, неуверенного в завтрашнем дне, в хозяина своей судьбы.

 

§ 2. ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГЕТИКИ КАК ОБЪЕКТ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ.

1.1. Топливные ресурсы

        Развиваясь, человечество начинает использовать все новые виды ресурсов (атомную и геотермальную энергию, солнечную, гидроэнергию приливов и отливов, ветряную и другие нетрадиционные источники). Однако главную роль в обеспечении энергией всех отраслей экономики сегодня играют топливные ресурсы. Это четко отражает "приходная часть" топливно-энергетического баланса.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) тесно связан со всей промышленностью страны. На его развитие расходуется более 20% денежных средств. На ТЭК приходится 30% основных фондов и 30%  стоимости промышленной продукции России. Он использует 10% продукции машиностроительного комплекса, 12% продукции металлургии, потребляет 2/3 труб в стране, дает больше половины экспорта РФ и значительное количество сырья для химической промышленности. Его доля в перевозках составляет 1/3 всех грузов по железным дорогам, половину перевозок морского транспорта и всю транспортировку по трубопроводам.

Топливно-энергетический комплекс имеет большую районообразовательную функцию. С ним напрямую связано благосостояние всех граждан России, такие проблемы, как безработица и инфляция.

Электроэнергетика - отрасль промышленности, занимающаяся производством электроэнергии на электростанциях и передачей ее потребителям.

Энергетика - важнейшая часть жизнедеятельности человека. Она является основой развития производительных сил в любом государстве. Энергетика обеспечивает бесперебойную работу промышленности, сельского хозяйства, транспорта, коммунальных хозяйств. Стабильное развитие невозможно без постоянно развивающейся энергетики.

  Энергетическая промышленность является частью топливно-энергетического комплекса и одной из базовых отраслей тяжелой промышленности.

   В России эксплуатируются 30 ядерных энергоблоков на десяти атомных электростанциях с общей установленной мощностью 22,2 ГВт. В их числе 14 энергоблоков с реакторами типа ВВЭР, 11 энергоблоков с реакторами типа РБМК, 4 энергоблока с реакторами типа ЭГП с канальными водографитовыми реакторами и 1 энергоблок на быстрых нейтронах – БН-600.

Выработка электроэнергии российскими атомными станциями в 2004 году составила 140 млрд. кВт·ч. Коэффициент использования установленной мощности атомных электростанций – 72% .  Атомная энергетика с 1998 года обеспечивает ежегодный прирост производства в среднем около 8 млрд. кВт·ч, при наличии резерва для увеличения выработки электроэнергии на 20 млрд. кВт·ч.
В указанный период произведен ввод в действие энергоблока в 1 ГВт на Волгодонской атомной станции. Планируется завершить строительство и ввести до 2010 года три энергоблока суммарной мощностью до 3 ГВт. 
Доля атомной энергетики в настоящее время составляет 3,5%  потребления всех топливно-энергетических ресурсов, 11%  установленной мощности и 16%  производства электроэнергии России (21% в европейской части страны).
   В последнее пятидесятилетие электроэнергетика была в нашей стране одной из наиболее динамично развивающих отраслей. Она опережала по темпам развития как промышленность в целом,  так и тяжелую индустрию.

Однако последние годы характеризовались снижением темпов увеличения производства электроэнергии.

    Многие из гигантов электроэнергетики размещены неравномерно, экономически и географически неправильно, но это не уменьшает ценность таких объектов - сейчас их не перенесешь и не перепрофилируешь.

    Текущей задачей российской электроэнергетики являются правильное и целесообразное использование ресурсов уже имеющихся предприятий этой отрасли.

1.2. Типы электростанций.

Основными типами электростанций в России являются тепловые, гидравлические, а также атомные.

Большинство станций в России - тепловые. Принцип работы тепловых станций основан на последовательном преобразовании химической энергии топлива в тепловую и электрическую энергию для потребителей. Основным оборудованием ТЭС является котел, турбина, генератор. В котле при сжигании топлива выделяется тепловая энергия, которая преобразуется в энергию водяного пара. В турбине водяной пар превращается в механическую энергию вращения. Генератор превращает энергию вращения в электрическую энергию. Тепловая энергия для нужд потребления может быть взята в виде пара из турбины либо котла. Тепловые электростанции работают на органическом топливе (уголь, мазут, газ, сланцы, торф). Среди них главную роль  играют мощные (более 2 млн. кВт) ГРЭС - государственные районные электростанции, обеспечивающие потребности экономического района, работающие в энергосистемах.

Доля атомных электростанций  в суммарной выработке электроэнергии составляет около 16%. В России действуют десять АЭС общей установленной мощностью  22 242 МВт.(Эл).

АЭС, являющиеся наиболее современным видом электростанций, имеют ряд существенных преимуществ перед другими видами электростанций: при нормальных условиях функционирования они  не загрязняют окружающую среду, не требуют привязки к добыче топлива и соответственно могут быть размещены практически везде. Новые энергоблоки имеют мощность, практически равную мощности средней гидроэлектростанции (ГЭС), однако коэффициент использования установленной мощности на АЭС (80%) значительно превышает этот показатель у ГЭС и ТЭС.

Значительных недостатков АЭС при нормальных условиях функционирования практически не имеет. Однако нельзя не заметить опасность АЭС при возможных неожиданных обстоятельствах: землетрясениях, ураганах и тому подобное. Здесь старые модели энергоблоков представляют потенциальную опасность радиационного воздействия на  территорию из-за неконтролируемого перегрева реактора.

 

1.3.  Единая энергосистема России

Энергосистема - группа электростанций разных типов и мощностей, объединенных линиями электропередач и управляемая из единого центра. Объективной особенностью продукции электроэнергетики является невозможность ее складирования или накопления, поэтому для более экономичного, рационального и комплексного использования общего потенциала электростанций нашей страны создана Единая энергетическая система (ЕЭС), в которой работает свыше 700 крупных электростанций, имеющих общую мощность свыше 250 млн. кВт (то есть 84% мощности всех электростанций страны).

Единая энергосистема России - сложнейший автоматизированный комплекс электрических станций и сетей, объединенных общим режимом работы с единым центром диспетчерского управления (ЦДУ). Основные сети ЕЭС России напряжением от 330 до 1150 кВт объединяют в параллельную работу 65 региональных энергосистем.

Структура ЕЭС позволяет функционировать и осуществлять управление на 3-х уровнях: межрегиональном, межобластном и областном. Такая  структура в сочетании с противоаварийной автоматикой и компьютерными системами позволяет быстро локализовать аварию. Центральный диспетчерский пункт ЕЭС в Москве полностью контролирует и управляет работой всех станций, подключенных к нему.

Единая энергосистема распределена по семи часовым поясам и тем самым позволяют сглаживать пики нагрузки электросистемы за счет “перекачки” избыточной электроэнергии в другие районы, где ее недостает.

В центре  России наблюдается дефицит электроэнергии, который пока не удается покрыть за счет передачи энергии из Сибири на запад. К удобствам ЕЭС можно также отнести и возможность размещения электростанции вдалеке от потребителя. Транспортировка электроэнергии обходится во много раз дешевле, чем транспортировка газа, нефти или угля и при этом происходит мгновенно и не требует дополнительных транспортных затрат.

Если бы ЕЭС не существовало, то понадобилось бы 15 млн. кВт дополнительных мощностей.

Несмотря на распад Единой энергосистемы СССР, большинство энергосистем ныне независимых республик все еще находятся под оперативным управлением ЦДУ РФ. Большинство независимых государств имеют отрицательное сальдо в торговом балансе электроэнергии с Россией, причем не один должник в настоящее время не имеет финансовых возможностей выплатить России эти суммы.

Следует также отметить, что основу межсистемных связей образуют линии электропередач (ЛЭП). Передача электрической энергии по ЛЭП составляет только 10 % от всех переводов энергии. Но передавать ее удобнее, для этого не требуется ни емкостей, ни труб, не потребляющие энергию средства транспорта. Энергию в виде электричества особенно удобно транспортировать по трем причинам: во-первых, любой вид энергии относительно легко можно превратить в поток электрической энергии; во-вторых, легко изменить интенсивность этого потока, например, трансформируя напряжение передачи; в-третьих, можно осуществлять гибкую систему передачи энергии потребителям и распределение ее между ними.

Большое влияние на отношение широких масс к атомной энергетике оказали аварии на атомных электростанциях, особенно авария на АЭС "Трехмильный остров" /TMI-2/ недалеко от Гаррисбурга /США/, произошедшая 28 марта 1979 года и авария на 4-ом блоке Чернобыльской АЭС, случившаяся 26 апреля 1986 года. Под влиянием этих аварий в ряде стран поднялась широкая волна общественного сопротивления использованию атомных электростанций, возбуждаемая страхами об опасностях воздействия атомной радиации на окружающую среду и население. Эти аварии породили сомнения в зрелости концепций безопасности, заложенных в основы проектов атомных электростанций, достаточности принимаемых мер безопасности.

После этих событий резко возросла интенсивность научных исследований в области обеспечения безопасности объектов атомной энергетики. Большое число исследований проблем безопасности АЭС хотя и выявили недостатки, упущения и даже ошибки в мерах обеспечения безопасности АЭС, однако подтвердили уверенность специалистов в том, что разумно высокая степень безопасности атомных станций может быть достигнута на основе современных знаний и технологий. С другой стороны, уроки аварий указали на необходимость пересмотра концепции обеспечения безопасности, потребовали повышения свойств самозащищенности реакторов, обеспечения более высокого уровня безопасности за счет использования пассивных средств защиты. Так что, несмотря на опасения по поводу радиационной опасности использования атомной энергии, нет сомнений, что атомная энергетика сможет отвечать самым строгим требованиям безопасности, что будущее энергопроизводства - за атомной энергетикой.

Таким образом, за  время своего существования Российское Акционерное Общество «Единые Энергосистемы» доказало необходимость своего существования. Это позволяет осуществлять энергоснабжение практически всей территории России и отправлять электроэнергию на экспорт; осуществлять управление всем огромным энергетическим комплексом России практически из одного центра.  Централизованное управление позволяет оперативно решать проблемы технического характера, синхронизировать работу всего комплекса в целом, осуществлять передачу электроэнергии в районы с недостаточным энергообеспечением за счет районов, с избыточным энергообеспечением.

 Однако в обществе существует определенное противостояние развитию энергетики России. В большей степени это относится к ядерной энергетике. В обществе сложились стереотипы по отношению к ядерной энергетике как к опасному для всего живого производству, несмотря на то, что аварийность на

АЭС во много раз меньше, чем  в других отраслях энергетики.

 

Резюме.

 

Двадцатый  век  человечество встретило  с новыми видами транспорта: самолетами, автомобилями, огромнейшими пароходами и все более быстрыми паровозами; трамвай и телефон были  в диковинку лишь жителям отдаленной глубинки. Метро, электричество, радио и кино прочно вошли в быт  передовых стран.

 Всеобщий оптимизм начала ХХ века под влиянием ужасов войны, понижения уровня жизни, тяжести повседневного труда, стояния в очередях, холода и голода сменился на тяжелый пессимизм. Рост преступности, числа самоубийств, падение значения духовных ценностей - все это было свойственно не только Германии, проигравшей войну, но и странам-победительницам.

         Научно-техническая революция - это качественно новый этап научно-технического прогресса. НТР привела к  коренному преобразованию производительных сил  на основе превращения науки в ведущий фактор развития производства. НТР привела развитые страны к эпохе массового потребления. Вещи одноразового потребления также стали спутником   современного человека.

       Несмотря на все положительное, что было создано благодаря НТР,  она породила новые и усугубила ряд старых  глобальных   социально-экономических проблем. С начала НТР прошло полвека, а человечество до сих пор не решило большинство из них.

        В общем, будущее представляется как не лишенное проблем, но все же представляющее более высокую ступень развития, чем сейчас.  Но это при условии, что мир не придет к экологической или социальной катастрофе.

Одним из последствий НТР будет являться гомеостаз планетарного, а после и космического масштаба, когда ни землетрясение, ни вспышки на солнце не смогут причинить вред всему человечеству в целом и отдельному индивидууму в частности.

Это переведет человека из существа, неуверенного в завтрашнем дне, в хозяина своей судьбы, ну если не судьбы, то хотя бы жизни.

Развиваясь, человечество начинает использовать все новые виды ресурсов, однако главную роль в обеспечении энергией всех отраслей экономики сегодня играют топливные ресурсы.

   В последнее пятидесятилетие электроэнергетика была в нашей стране одной из наиболее динамично развивающих отраслей. Она опережала по темпам развития как промышленность в целом,  так и тяжелую индустрию.

Текущей задачей российской электроэнергетики являются правильное и целесообразное использование ресурсов уже имеющихся предприятий этой отрасли.

Основными типами электростанций в России являются тепловые, гидравлические, а также атомные. Значительных недостатков АЭС при нормальных условиях функционирования практически не имеет. Однако нельзя не заметить опасность АЭС при возможных неожиданных обстоятельствах: землетрясениях, ураганах и тому подобное здесь старые модели энергоблоков представляют потенциальную опасность радиационного заражения территорий из-за неконтролируемого перегрева реактора.

В обществе существует определенное противостояние развитию энергетики России. В большей степени это относится к ядерной энергетике. В обществе сложились стереотипы по отношению к ядерной энергетике как к опасному для всего живого производству, несмотря на то, что аварийность на АЭС во много раз меньше, чем  в других отраслях энергетики.


                          Глава II. Исследовательская часть.

§1.Результаты исследовательской деятельности

Данное исследование проводилось с учащимися различных образовательных учреждений, а также были опрошены жители города Удомли Тверской области в возрасте от 14 до 50 лет. Всего было опрошено 75 респондентов по 25 человек каждой возрастной категории.

Целью исследования являлось выявление мнения населения города о ядерной энергетике вообще, и непосредственно об атомной электростанции, как объекте научно-технической революции.

По результатам исследования планировалось разработать рекомендации по психологическому просвещению учащихся в рамках образовательного учреждения, по формированию позитивного отношения к ядерной энергетике у детей и взрослых. Нами была разработана анкета и предложена респондентам (приложение №1).

 

Были получены следующие результаты:

·        Основными категориями прогресса респонденты считают:

Диаграмма №1

               Таким образом, анализируя результаты опроса всех респондентов, можно сделать вывод о том, что ведущими категориями прогресса являются: лекарство от СПИДа, клонирование животных и людей, Интернет и среди них немалую роль играет развитие ядерной энергетики.

          В следующем  вопросе предлагалось по десятибалльной системе  определить степень значимости развития ядерной энергетики  в нашей стране.

 

 Диаграмма№2

 

Проанализировав ответы респондентов, можно сделать вывод, что общество довольно высоко оценивает развитие ядерной энергетики, как одного из критериев прогресса, поставив его на 3 и  4 места. Значит люди, чувствуют необходимость развития ядерной энергетики, понимают, что в первую очередь это просто неизбежно.

 

·        На вопрос «с чем для вас связано развитие ядерной энергетики» респонденты ответили так:

 


Диаграмма №3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


             Основная часть опрошенных в возрасте 14-17 лет считает, что развитие ядерной энергетики связано с опасностью. Однако большее количество опрошенных респондентов считает, что развитие ядерной энергетики также связано с материальным благополучием и уютом в быту. 16 % опрошенных считают, что ядерная энергетика является безопасным производством. Но однако  основная часть опрошенных в возрасте 14-17 лет считает, что развитие ядерной энергетики связано с опасностью и это не может не вызывать тревоги.

 

 


Диаграмма№4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В возрастной группе 20-30 лет подавляющее большинство связывают ядерную энергетику с опасностью (более 50%). Для 30% респондентов развитие ядерной энергетики связано с материальным благополучием. И тут мы наблюдаем ситуацию, когда ядерная энергетика формирует такую позицию, как противостояние.

 


Диаграмма №5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для возрастной группы 30-50 лет развитие ядерной энергетики связано в равной степени, как с опасностью, так и с материальным благополучием.

      Подводя итог по данному вопросу,  результаты показывают, что для большинства людей, независимо от возраста, развитие ядерной энергетики связано с опасностью. Из этого вытекает вопрос: «А так ли уж необходимо человечеству продолжать развитие ядерной энергетики, может быть, человечество изобретет другой вид топлива или научится обходиться без любого вида энергии?» Но, рассматривая теоретические аспекты, изучаемой проблемы (глава Ι,§1,1.2 НТР и ее значение), мы пришли к выводу, что научно-технический прогресс - необходимое условие развития человечества, он неизбежен, человечество стремится к развитию своего интеллекта, ума, к научно-техническим достижениям, к усовершенствованию окружающего. Ядерная энергетика является одним из объектов прогресса, человек когда-то придумал этот вид топлива, изобрел ядерную бомбу и  забыть он этого уже не сможет, такой вид энергии действительно помогает людям, отсюда вытекает следующий вопрос: «Как помочь людям преодолеть этот барьер, барьер страха опасности АЭС?»

Чтобы решить такие задачи, мы проводили свое исследование, а далее изучали уровень информированности людей о функционировании АЭС и влиянии ее на окружающую среду.

Результаты оказались следующими:

 

·        Информированность людей:

 

Диаграмма №6

 

 

                Из диаграммы видно, что большинство респондентов в возрасте 14-17 лет считают себя достаточно информированными. Респонденты в возрасте от 20 до 30 и респонденты в возрасте от 30 до 50 считают себя недостаточно информированными в области развития ядерной энергетики, несмотря на то, что живут в тридцатикилометровой зоне атомной станции.

         Почему молодая возрастная группа респондентов считает себя информированнее в области развития ядерной энергетики, нежели люди старшего возраста?

Во многом это связано с иным восприятием окружающего мира и поступающей информации, юношеским максимализмом: «Я все знаю (особенности возраста)».

Результаты показывают, что и те и другие нуждаются  в психологическом просвещении, в поддержке.

· Далее респондентам предлагалось ответить на вопрос: « Какую угрозу атомная станция может представлять для человечества и для вас лично?»

             Проанализировав все ответы,  мы обозначили три основные проблемы,

которые выделили респонденты:

1.     Загрязнение окружающей среды (загрязнение водоемов, появление грибов-мутантов и т.п.)

2.     Нарушение здоровья, угроза смерти (радиационные выбросы, терроризм т.п.)

3.     Некоторые респонденты затруднялись ответить

          Из этого следует, что отношение к АЭС у респондентов отрицательное, и мы поставили задачу выяснить не только личную позицию респондентов к АЭС, а также какое, по их мнению, существует отношение в обществе к ядерной энергетике.   

 

 

 

Таблица№1

возраст

личное отношение

общественное отношение

 

14-17лет

+

-

"-"-отрицательно

20-30лет

-

-

"+"-положительно

30-50лет

-

-

 

 

    Люди воспринимают негативно ядерную энергетику, несмотря на то, что среднестатическим местом для респондентов является 3 место, поэтому людей нужно больше информировать, помогать справляться с тревожностью, по отношению к такому объекту как АЭС, люди нуждаются в поддержке.

    Общество в первую очередь нуждается в развитии ядерной энергетики т.к. является ее потребителем, от клонирования животных и людей можно отказаться, создавая какие-то законы, а от ядерной энергетики - нет, так как человек нуждается в ней, это стремление вверх, стремление к лучшему.

 

 

§2. Рекомендации работы в рамках образовательного учреждения.

        Проводя исследовательскую деятельность, мы ставили ряд задач, которые были достигнуты в ходе анализа полученных результатов. Анализируя все, мы определили позицию - наблюдается противостояние, а не содружество.

   Для того чтобы люди относились положительно к развитию ядерной энергетики, а в обществе преобладало содружество, необходимо:

·        развивать ответственность

(нужно с раннего возраста учить детей отвечать за свои поступки, прививать к ним чувство ответственности за себя и окружающих, чтобы во взрослой жизни они знали о том, к каким последствия могут привести безответственное  отношение к работе и к окружающему);

·        информировать о познавательных мероприятиях в городе

(необходимо развешивать афиши, распространять бланки о городских мероприятиях, относящихся к ядерной энергетике и к АЭС, так как большая часть населения города просто не знает, что проводятся такие собрания, несмотря на свою заинтересованность в этом вопросе);

·        чувствовать защищенность общества

(в первую очередь защищенность со стороны государства; люди должны видеть, что государство контролирует, следит за развитием ядерной энергетики, за максимальной безопасностью людей перед таким объектом цивилизации. Примером может служить посещение президентом России В.В.Путиным нашего города, то есть,  государство не игнорирует такие объекты,  как АЭС  (приложение №2);

·        разъяснять причины аварий на АЭС

(необходимо это потому, что чаще всего люди не знают причин аварии и боятся просто самого слова “авария”).

 

     Общество нуждается в развитии ядерной энергетики, потому что является ее постоянным потребителем. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы сформировать положительное отношение к развитию ядерной энергетики каждого человека и, следовательно, содружество общества и ядерной энергетики. Необходимо дать понять людям, что они находятся в безопасности.

 

Резюме.

Целью исследования являлось выявление мнения населения города о ядерной энергетике вообще, и непосредственно об атомной электростанции, как объекте научно-технической революции.

       Анализируя результаты опроса всех респондентов, сделали вывод о том, что ведущими категориями прогресса являются: лекарство от СПИДа, клонирование животных и людей, Интернет и среди них немалую роль играет развитие ядерной энергетики. Общество довольно высоко оценивает развитие ядерной энергетики, как одного из критериев научно-технического прогресса, поставив его на 3 и  4 места. Значит люди чувствуют необходимость в ее развитии, понимают, что в первую очередь это просто неизбежно.

       Для большинства людей, независимо от возраста, развитие ядерной энергетики связано с опасностью.    Люди воспринимают негативно ядерную энергетику, несмотря на то, что среднестатическим местом для респондентов является 3 место, поэтому людей нужно больше информировать, помогать справляться с тревожностью, по отношению к такому объекту, как АЭС, люди нуждаются в поддержке.

     Общество нуждается в развитие ядерной энергетики, т.к. является ее постоянным потребителем. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы сформировать положительную оценку к развитию ядерной энергетики каждого человека и, следовательно, содружество в обществе. Необходимо дать понять людям, что они находятся в безопасности.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

В ходе исследования было выяснено, что общество относится отрицательно к развитию ядерной энергетики, видя в ней опасность, т.е. налицо - противостояние. Во многом это связано со стереотипами, сложившимися в обществе (влияние средств массовой информации, низкая информированность).

К складыванию стереотипов привело применение ядерного оружия в Японии в 1945 году, в результате которого под действием ударной волны погибли сразу около 10 тысяч человек и около 300 тысяч человек умерло впоследствии от лучевой болезни; авария на Чернобыльской АЭС, которая также повлекла многие человеческие жертвы, и вызвала экологическую катастрофу.  Таким образом, в обществе сложилось стойкое неприятие самого термина «ядерная», несмотря на то, что ядерная энергетика является прямой альтернативой существующим видам энергетики (имеется в виду угольная, газовая и нефтяная энергетика) в виду ограниченного количества этих ресурсов и вредного влиянию на биосферу.

Для решения этой проблемы необходимо проводить разъяснения о причинах случившихся аварий (без этого невозможно правильное восприятие на психологическом уровне), рассказывать о принципах работы ядерных реакторов, отличие ядерной энергетики от ядерного оружия. Проводить занятия по способам защиты от ядерного излучения, чтобы человек не чувствовал себя незащищенным перед ним.

Возможно, эти меры помогут снять страх у людей перед ядерной энергетикой, и общество начнет относиться  к ней как к традиционным видам энергии, таким, как угольная промышленность, газо – и нефтедобывающая промышленность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.     Атомная энергетика - что дальше? (Сборник).- М., Знание, 1989, 48 с.

2.     Жизнь после Чернобыля. Взгляд из Швеции. -  М., Энергоатомиздат,1991, 48 с.

3.     Коллиер Дж.,  Хьюитт Дж. Введение в ядерную энергетику: Перевод с английского. - 1989г., 253 с.

4.     Радиация. Дозы, эффекты, риск: Перевод с английского. - М., Мир, 1990,

      79 с.

5.     Содди Ф. История атомной энергии: Перевод с английского. - 1979, 253 с.

6.     Уроки Чернобыля: радиация, жизнь, здоровье. Общество “Знание” УССР, 1989, 112 с.

7.     Федорченко В. Топливно-энергетический комплекс в Российской народнохозяйственной  системе. // Электрические станции,  1990.

8.     Человек и общество: Учебное пособие по обществознанию для учащихся 10-11 классов. - 2000, 414 с.

 

 

 

Приложение

 

Анкета на выявление отношения к ядерной энергетике как к объекту цивилизации.

 

  1. Выделите основные категории признания прогресса:

¨     Полеты в космос

¨     Интернет

¨     Создание радио

¨     Создание автоматики

¨     Лекарство от СПИДа

¨     Система телекоммуникаций (телевидение, радио, телефон, и др.)

¨     Развитие ядерной энергетики

¨     Техника (усовершенствованные самолеты и т. п.)

¨     Клонирование животных и людей

¨     Другое _____________________________________________

 

2.      Определите степень значимости развития ядерной энергетики в нашей стране (по десятибалльной системе):

_____________________

 

3.      С чем для Вас связано развитие ядерной энергетики:

¨     Опасность

¨     Безопасность

¨     Уют и тепло в быту (свет, тепло и др.)

¨     Материальное благополучие (престижная работа в будущем)

¨      Ни в чем

¨     Другое _____________________________________________

 

4.      Оцените свой уровень знаний и информированности о функционировании АЭС и её влиянии на окружающую среду:

¨     Достаточно информирован

¨     Недостаточно информирован

¨     Неинформирован

¨     Другое _____________________________________________

 

5.      Как вы считаете, какую угрозу может представлять АЭС для человечества и для Вас лично?

 

 

6.      Выразите свое отношение к ядерной энергетике:

¨     Положительное

 

¨     Отрицательное

 

7. Как  Вы  можете охарактеризовать отношение общественности к ядерной    энергетике

Содружество

Противостояние

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz