Реклама

Катастрофа шаттла "Колумбия"

Российская космонавтика пошла по пути создания одноразовых космических кораблей. Американская - по пути создания одноразовых космических экипажей.
Анекдот

После уничтожения станции "Мир" и перехода пилотируемой космонавтики в руки МКС многим казалось, что уже никто не способен помешать безраздельному господству США в космосе. Лишь немногие оптимисты в России полагали, что после совершения пролетарской революции в России и разворачивания новых космических проектов американская монополия в космосе будет повергнуто. Однако проблемы у американцев начались раньше революции.

1 февраля 2003 года при посадке потерпел катастрофу американский космический корабль многоразового использования (шаттл) "Колумбия" ("Columbia").

Вот сухие сообщения СМИ:

"Катастрофа случилась за 16 минут до посадки. Ровно в 9 утра по времени Восточного побережья США (17:00 мск) связь с Columbia была потеряна.

Шаттл уже вошел в плотные слои атмосферы, и люди в штате Техас могли наблюдать белую полосу, оставляемую в небе космическим кораблем. При этом было видно, что от корабля отделялись какие-то элементы, которые тоже оставляли полосы. Люди говорят, что слышали взрыв.

По последним данным, шаттл развалился в воздухе за несколько минут до посадки. Об этом свидетельствуют кадры, показанные по американским каналам, которые "отслеживали" полет корабля на траектории его снижения над Техасом. Катапультироваться астронавты не могли.

Корабль развалился на две части, а затем от них начали отделяться более мелкие куски. Специалисты говорят, что увиденное практически повторяет картину, наблюдавшуюся в небе, когда сгорела в атмосфере российская космическая станция "Мир"."

Следует отметить важную вещь: во время своего полета экипаж "Колумбии" занимался разведывательной деятельностью по подготовке агрессии США против Ирака (начавшейся 20 марта 2003 года). А находившийся в числе космонавтов израильтянин Илан Рамон до того, как стать космонавтом, был офицером израильских ВВС и лично принимал участие в кровавых бомбардировках Палестины и Ирака. Поэтому можно понять чувства многих людей в мире, которые радовались, узнав о произошедшей катастрофе. Российский интернет-ресурс "Аналитические материалы по космической отрасли" назвал эти события - "Возмездие международным террористам".

В первые же дни после катастрофы была названа причина катастрофы - экономия на безопасности. В 2001 году почти в течение 12 месяцев технические специалисты NASA занимались разработкой систем эвакуации астронавтов в случае возникновения серьезных неисправностей на шаттлах. В рамках программы стоимостью 5 миллионов долларов инженеры планировали установить на космических кораблях системы, подобные катапультам боевых самолетов. В качестве другой возможности для эвакуации астронавтов рассматривалась отделяющаяся кабина экипажа, опускающаяся на землю на парашютах.

Все указанные разработки были отвергнуты руководством национального управления по аэронавтике.

Значительную роль при отказе от создания эвакуационных систем сыграла и их стоимость. По некоторым оценкам, установка отделяемых спасательных капсул на шаттлы могла обойтись NASA в 1 миллиард долларов.

Это и называется - капитализм.

Комиссия, созданная для расследования катастрофы, выяснила, что коренной причиной была сама конструкция шаттлов. На них используется криогенное топливо - жидкий водород и жидкий кислород. Для термоизоляции топливных баков используется изолирующая пена. Вот ее-то куски и стали отваливаться от корпуса корабля и, на огромной скорости ударяя по кораблю, наносили непоправимые повреждения. "Колумбия" была наиболее старым шаттлом, поэтому именно этот кораблю был наиболее изношен. Но и с остальными шаттлами такой же катастрофы можно было ожидать в любой момент. Поэтому НАСА ввело запрет на запуски шаттлов до устранения неисправностей.

Первоначально считалось, что все технические неполадки будут устранены уже в течение 2003 года. Однако потом полеты шаттлов неоднократно переносились - сначала на весну 2004 года, потом на осень 2004, потом на март 2005, потом на май 2005, потом на июль 2005… Уже к 2004 году становилось ясно, что время, в течение которого шаттлы летать не будут, затянулось всерьез и надолго.

Но кто же будет обслуживать Международную космическую станцию (МКС), доставлять на нее космонавтов и грузы? Альтернативы не было: вся тяжесть по обслуживанию МКС легла на Россию.

После катастрофы "Колумбии" ситуация коренным образом поменялась: если еще недавно в космосе безраздельно господствовали США, то с 2003 года монополистом в космосе стала Россия. Казалось бы, самый повод, чтобы, пользуясь этой монополией, добиваться для себя более выгодных условий - вплоть до того, чтобы вернуть установить российский контроль над МКС и тем самым компенсировать себе ущерб от потери станции "Мир". Конечно, могут сказать, что это цинично - извлекать выгоду из случившейся трагедии. Но в политике нет места сентиментальности.

Однако руководство российской космической отрасли, исповедовавшее принцип "международное сотрудничество превыше всего", категорически не желало пользоваться свалившимся на него преимущества. Тогдашний глава Росавиакосмоса Ю.Коптев даже отказывался от денег, которые предлагали американцы за отправку на МКС своих космонавтов на наших "Союзов". Очевидно, позиция Коптева была следующей: "во имя святых принципов международного сотрудничества мы обслужим американцев за свой счет, ибо мы страна богатая".

Положение изменилось чуть к лучшему после смены руководства космической отрасли и прихода к ее руководству А.Перминова. Россия по крайней мере перестала стесняться требовать с американцев оплату за услуги. В июле 2004 года первый зам главы Роскосмоса Николай Моисеев заявил, что Россия больше не будет выполнять функции бесплатного космического извозчика для американцев. "Россия предупредила партнеров по МКС о смене приоритетов Так и не дождавшись от американского НАСА вразумительного ответа о стратегических планах относительно Международной космической станции, руководители российского Федерального космического агентства, похоже, решили предложить партнерам по проекту с 2005 года перевести отношения в сугубо коммерческую плоскость. [Заместитель директора] ФКА Николай Моисеев заявил, что уже в следующем году наша страна готова будет объявить выполненными все свои обязательства перед участниками проекта создания крупнейшего орбитального научно-исследовательского комплекса. После того как к станции стартует 11-й пилотируемый корабль “Союз” (последний из всех предусмотренных договоренностями), Россия откажется от роли космического извозчика и активно приступит к расширению своего сегмента МКС. По словам г-на Моисеева, ФКА с готовностью будет предоставлять услуги и ресурсы своих модулей партнерам, но исключительно “на компенсационной основе”" - сообщает Lenta.Ru. Там же приводится и убедительное обоснование такой позиции: "По оценкам специалистов НАСА для окончательной достройки станции к 2010 году требуется не менее 25--30 полетов космических “челноков”, однако сегодня американцы весьма неуверенно говорят даже о том, что следующий старт шаттла состоится весной 2005-го. Россия, на которую в таких условиях легла основная ответственность по доставке экипажей и грузов на МКС, неоднократно предлагала партнерам компенсировать отечественным компаниям затраты на строительство и запуск сверхплановых кораблей. Более того, осознавая, что альтернативы “Союзу”, в том числе и как средству спасения экипажа станции в случае чрезвычайных ситуаций, пока нет (американцы временно заморозили проект спасательного корабля), ФКА предложило использовать российские корабли и после увеличения экипажа станции до шести космонавтов и астронавтов".

Видимо, предупреждение не дошло, и поэтому в августе российская сторона выступила уже с конкретными предупреждениями в адрес "старших партнеров": в случае, если американцы будут упорствовать в своих имперских амбициях, то Россия может отстыковать от МКС свой сегмент - и тогда у России появится своя собственная орбитальная станция. А то, что останется от МКС после отстыковки российского модуля, самостоятельной орбитальной станцией быть не сможет. Если этот план будет реализован, то тогда ситуация в космонавтике вернется на уровень, который был до реставрации капитализма: у нас будет своя орбитальная станция, а у американцев не будет. Этот страшный сон для НАСА станет свершившимся фактом, когда будет завершена работа по созданию второго функционально-грузового блока (ФГБ-2) на МКС. "Россия возобновит строительство нового сегмента Международной космической станции и перестанет быть бесплатным "космическим извозчиком" NASA. Об этом заявил руководитель летно-испытательной службы РКК "Энергия" Александр Александров. По его словам, в качестве нового сегмента МКС может быть использован второй функционально-грузовой блок (ФГБ-2), находящийся сейчас на заводе космического центра имени Хруничева. Александров не стал говорить о возможных сроках запуска нового модуля, отметив при этом, что "все зависит от финансирования проекта".

Понятно, что российская власть не думала переходить на патриотические позиции, и прогрессивные шаги руководства ФКА - это не результат указаний из Кремля, а лишь выражение общественного мнения сотрудников отрасли.

Тем не менее последующие шаги - использование своего преимущества для установления контролем над МКС - Роскосмос не решился сделать. Это можно было бы сделать только после революции. Тем, кто делал шаги к ней, НАСА, казалось, само невольно помогало, постоянно откладывая сроки запуска шаттлов и тем самым давая прогрессивным силам в России всё новые и новые промежутки времени для совершения необходимых прогрессивных политических преобразований.

Однако наконец настало время, когда дальше переносить полеты шаттлов было бы совсем неприлично. И вот 26 июля 2005 года шаттл "Дискавери" торжественно полетел к МКС. Его полету предшествовал скандал: поскольку российские ракетоносители изношены не меньше американских, то 21 июня потерпели катастрофу при попытке запуска сразу два российских спутника. После этого Роскосмос запретил на неопределенный срок запуски ракетоносителей "Союз". Тем самым Россия отказалась от своей монополии на пилотируемые полеты и не оставила американцам выбора - запускать наконец шаттл, несмотря на то, что весь необходимый объем работ по восстановлению безопасности шаттлов не был завершен.

Вечером (по московскому времени) 26 июля 2005 года после двух с половиной лет перерыва “Дискавери” наконец взлетел. И - сразу новый облом: при старте от корпуса корабля отвалились и ударили по обшивке куски той же самой изоляционной пены, которая послужила причиной катастрофы "Колумбии". “Эхо Москвы” сообщает: "Проблемы возникли при запуске американского челнока "Дискавэри". Как сообщает американский сайт "Космические полеты сегодня", через две минуты после старта от шаттла отделился большой фрагмент. Это зафиксировала видеокамера, установленная на топливном баке. Пока не ясно, ударил ли отвалившийся кусок по борту космического корабля, или нет. В НАСА говорят, что пока не располагают информацией о какой-либо нештатной ситуации. но в ближайшее время проанализируют всю собранную видео- и фотоинформацию. Как передает "Интерфакс", экипажу сообщат о состоянии внешней поверхности шаттла через 5 дней. Напомним - катастрофа челнока "Колумбия" два с половиной года назад произошла как раз из-за того, что от космического корабля отвалился кусок обшивки и ударил по корпусу.”. Менее проамериканский сайт “Правда.ру” высказывается еще безжалостнее: “Челнок "Дискавери" погибнет из-за птицы? Судьба запущенного вчера космического шаттла Дискавери снова под вопросом. От шаттла Дискавери при взлете отслоилась теплозащитная плитка. Плитка была сорвана с точки в районе дверцы, закрывающей отсек носового шасси шаттла. Если повреждения признают серьезными, то космонавтом в экстренном порядке эвакуируют на землю, а сам челнок превратится в кучу космического мусора. Напомним, что при аналогичных обстоятельствах погиб "челнок" Columbia. Также погибли 7 астронавтов. Инцидент с пленкой был не единственным при старте американского челнока. Вскоре после взлета Дискавери столкнулся с птицей.".

После этого стало окончательно ясно, что больше продолжать полеты шаттлов нельзя ни в каком виде. Следующая попытка возобновления полетов шаттлов намечена на середину 2006 года. А, возможно, на шаттлах будет поставлен крест примерно до 2010 года, пока США не введет в строй новое поколение пилотируемых кораблей, идущее на смену шаттлам.

Итак, до середины 2006 года Россия снова является монополистом в космосе и может диктовать американцам свои условия по всем вопросам, связанным с МКС и пилотируемой космонавтикой. Для того, чтобы это стало можно делать - надо, чтобы до 2006 года в России успели произойти необходимые прогрессивные политические изменения.

Напомним, “прогрессивные политические изменения” - это то же самое, что революция, и единственная разница между этими двумя понятиями состоит в том, что если я скажу: “в 2005 году должна произойти революция”, то добропорядочный оппозиционер покрутит пальцем у виска, а если я скажу, что “в 2005 году должны произойти прогрессивные политические изменения”, то добропорядочный оппозиционер пожмет плечами, скажет: “Да ради бога” и лениво проголосует “за”.

Видно, что руководство Роскосмоса хотело бы проводить прогрессивную политику по развитию российской космонавтики, но обстоятельства оказываются сильнее. В таком случае сотрудникам Роскосмоса следовало бы обратиться к левым политическим организациям за поддержкой с целью устранения этих самых мешающих обстоятельств (антинародного правительства, капиталистического строя и т.п.). Пойдут они на это или нет – и станет той лакмусовой бумажкой, которая проявит их позицию.

 

 

 

 

Hosted by uCoz