15 мая – 20 лет со дня первого запуска
ракеты «Энергия»
15 мая 1987 года с космодрома «Байконур» был успешно осуществлен запуск самой мощной в мире ракеты «Энергия». Более известно ее сдвоенное название «Энергия-Буран». Однако первый запуск был еще без «Бурана». В качестве полезного груза во время первого запуска «Энергии» был блок «Полюс».
Еще в
Второй и он же последний запуск «Энергии», уже с «Бураном»
состоялся в ноябре 1988 года. После чего проект был прикрыт, причем основную
роль в его ликвидации сыграл начальник главного управления Минобщемаша
СССР Ю.Н.Коптев, который в ельцинско-путинское
время возглавлял Росавиакосмос.
Если бы
не контрреволюция 1991 года, ракета «Энергия» могла бы иметь большое
продолжение. К 15-летнему юбилею ГКЧП
один из составителей плана введения чрезвычайного положения, пожелавший
остаться анонимным, рассказывал в газете «Завтра» (№33 за
«Например,
всё было готово для так называемого проекта "Чёрная рука". Ведь
"Энергия" — она же избыточна для запуска "Бурана". Все
говорили про "Буран", про "советский шаттл", и никто
особенно не задумывался, зачем ему была "Энергия". А она была нужна
для вывода в космос платформ, способных нести стратегические ракеты. Я сейчас
не помню, сколько: то ли шесть, то ли двенадцать. И экипаж — два-три человека.
"Буран", кстати, должен был челночить,
менять экипаж и в случае необходимости — доставлять новые боеголовки, которые в
условиях космической радиации еще неизвестно как бы себя повели. К лету 1991
года уже были готовы абсолютно все элементы для реализации этого проекта,
подчеркну — готовы не на бумаге, а в металле. Наши платформы планировалось
развесить на геостационарных орбитах над Штатами, над Европой. Суть тут в чем —
у этих стратегических ракет не было баллистической траектории, они просто
вбивались бы сверху, как гвозди, в территорию противника. Перехватить их
невозможно в принципе. Всё, ребята, свертывайте СОИ — и милости просим за стол
переговоров».
На
ракете «Энергия» стояли самые мощные в тот момент в мире двигатели РД-170
производства Химкинского НПО «Энергомаш». Эти
двигатели считались одним из ключевых узлов системы. Один из руководителей
проекта «Энергия-Буран» вспоминал: «Разработка
двигателей первой и второй ступеней находилась под особой опекой В.П.Глушко -
под авторским надзором. Советы главных по этому двигателю он проводил в Химках, там же проводились совещания министров. Это был
центр всей разработки: будет двигатель - будет ракета».
Что же
теперь? Двигатели, когда-то разрабатывавшиеся для «Энергии»,
сегодня используются на… американских ракетах (в том числе, например, двигатель
РД-180 был установлен на американской ракете Atlas V, которая полтора года назад запустила аппарат для
исследования Плутона New Horizons, являющийся
сегодня самым быстроходным транспортным средством за всю историю человечества[1].
Власти будут выдавать это за свою заслугу - как же, за 10 лет в адрес специально созданного российско-американского СП РД-Амросс из Химок отгружено 34 двигателя РД-180. благодаря такому международному сотрудничеству - предприятие получает заказы, трудовой коллектив получает зарплату.
А давайте представим ситуацию: американцы возьмут да и откажутся от двигателей НПО "Энергомаш". Вот кто-то из российских лидеров скажет что-то нехорошее про США - и всё... Тут и становится понятной причина низкопоклонства российских властей перед США…
Надо не надеяться на заокеанского дядю, а развивать свою собственную космическую программу. Она есть, и кому надо - прекрасно известна. Можем дать ссылку еще раз: http://element114.narod.ru/programma.html. Надо, чтобы предприятия авиакосмической отрасли получали не единичные, а серийные заказы в соответствии с общегосударственным планом. Химкинские власти прекрасно знают об изложенных предложениях - данные предложения неоднократно вносились в перечень требований наших акций протеста. Но власти игнорировали направляемые им требования, вместо этого предпочитая разгонять участников мирных митингов. Интересно, как они представляют себе будущее?
[1] Книга рекордов Гиннеса утверждает, что рекордом скорости космического аппарата является запущенный в 1976 году американо-германский зонд «Гелиос-Б» («Гелиос-2») для исследования Солнца, достигавший скорости свыше 60 км/с. Однако это была его орбитальная скорость, полученная под действием силы тяготения Солнца. В случае же аппарата New Horizons речь идет о скорости, сообщенной двигателями.