Реклама

15 мая – 20 лет со дня первого запуска ракеты «Энергия»

 

Энергия-Полюс

15 мая 1987 года с космодрома «Байконур» был успешно осуществлен запуск самой мощной в мире ракеты «Энергия». Более известно ее сдвоенное название «Энергия-Буран». Однако первый запуск был еще без «Бурана». В качестве полезного груза во время первого запуска «Энергии» был блок «Полюс».

   Еще в 1981 г. КБ "Салют" создало космический аппарат - станцию "Скиф", оснащаемую лазерным оружием по программе противоспутниковой обороны типа "анти-СОИ" с последующим совершенствованием - предполагалось оснастить лазерной системой поражения ядерные головные части ракет.  Аналог "Скифа" без сложных боевых систем, для оценки динамических характеристик имел индекс "Скиф-Д". Космическая станция "Скиф" для "Энергии" 6СЛ приобрела макетный облик. Макет под индексом "Скиф-ДМ" имел длину 37 м, диаметр 4,1 м и массу около 80 т. В начале 1987 г. было решено демонстрацию боевых возможностей космического аппарата не производить. В феврале этого же года "Скиф-ДМ" прибыл для стыковки с "Энергией" на техническую позицию уже с откорректированной программой его полета. На борту "Скифа-ДМ" большими буквами на черной поверхности было написано его новое имя "Полюс".

Второй и он же последний запуск «Энергии», уже с «Бураном» состоялся в ноябре 1988 года. После чего проект был прикрыт, причем основную роль в его ликвидации сыграл начальник главного управления Минобщемаша СССР Ю.Н.Коптев, который в ельцинско-путинское время возглавлял Росавиакосмос.

Если бы не контрреволюция 1991 года, ракета «Энергия» могла бы иметь большое продолжение.  К 15-летнему юбилею ГКЧП один из составителей плана введения чрезвычайного положения, пожелавший остаться анонимным, рассказывал в газете «Завтра» (№33 за 2006 г.) о планах советского руководства в случае победы над контрреволюцией:<

/u2:p>

«Например, всё было готово для так называемого проекта "Чёрная рука". Ведь "Энергия" — она же избыточна для запуска "Бурана". Все говорили про "Буран", про "советский шаттл", и никто особенно не задумывался, зачем ему была "Энергия". А она была нужна для вывода в космос платформ, способных нести стратегические ракеты. Я сейчас не помню, сколько: то ли шесть, то ли двенадцать. И экипаж — два-три человека. "Буран", кстати, должен был челночить, менять экипаж и в случае необходимости — доставлять новые боеголовки, которые в условиях космической радиации еще неизвестно как бы себя повели. К лету 1991 года уже были готовы абсолютно все элементы для реализации этого проекта, подчеркну — готовы не на бумаге, а в металле. Наши платформы планировалось развесить на геостационарных орбитах над Штатами, над Европой. Суть тут в чем — у этих стратегических ракет не было баллистической траектории, они просто вбивались бы сверху, как гвозди, в территорию противника. Перехватить их невозможно в принципе. Всё, ребята, свертывайте СОИ — и милости просим за стол переговоров».

На ракете «Энергия» стояли самые мощные в тот момент в мире двигатели РД-170 производства Химкинского НПО «Энергомаш». Эти двигатели считались одним из ключевых узлов системы. Один из руководителей проекта «Энергия-Буран» вспоминал: «Разработка двигателей первой и второй ступеней находилась под особой опекой В.П.Глушко - под авторским надзором. Советы главных по этому двигателю он проводил в Химках, там же проводились совещания министров. Это был центр всей разработки: будет двигатель - будет ракета».

Что же теперь? Двигатели, когда-то разрабатывавшиеся для «Энергии», сегодня используются на… американских ракетах (в том числе, например, двигатель РД-180 был установлен на американской ракете Atlas V, которая полтора года назад запустила аппарат для исследования Плутона New Horizons, являющийся сегодня самым быстроходным транспортным средством за всю историю человечества[1].

Власти будут выдавать это за свою заслугу - как же, за 10 лет в адрес специально созданного российско-американского СП РД-Амросс из Химок отгружено 34 двигателя РД-180. благодаря такому международному сотрудничеству - предприятие получает заказы, трудовой коллектив получает зарплату.

А давайте представим ситуацию: американцы возьмут да и откажутся от двигателей НПО "Энергомаш". Вот кто-то из российских лидеров скажет что-то нехорошее про США - и всё... Тут и становится понятной причина низкопоклонства российских властей перед США…

Надо не надеяться на заокеанского дядю, а развивать свою собственную космическую программу. Она есть, и кому надо - прекрасно известна. Можем дать ссылку еще раз: http://element114.narod.ru/programma.html. Надо, чтобы предприятия авиакосмической отрасли получали не единичные, а серийные заказы в соответствии с общегосударственным планом. Химкинские власти прекрасно знают об изложенных предложениях - данные предложения неоднократно вносились в перечень требований наших акций протеста. Но власти игнорировали направляемые им требования, вместо этого предпочитая разгонять участников мирных митингов. Интересно, как они представляют себе будущее?

 

 

 



[1] Книга рекордов Гиннеса утверждает, что рекордом скорости космического аппарата является запущенный в 1976 году американо-германский зонд «Гелиос-Б» («Гелиос-2») для исследования Солнца, достигавший скорости свыше 60 км/с. Однако это была его орбитальная скорость, полученная под действием силы тяготения Солнца. В случае же аппарата New Horizons речь идет о скорости, сообщенной двигателями.

Hosted by uCoz