ИССЛЕДОВАНИЯ ЛУНЫ СОВЕТСКИМИ
АВТОМАТИЧЕСКИМИ МЕЖПЛАНЕТНЫМИ СТАНЦИЯМИ (АМС)
"Луна-1" - первая в
мире АМС, запущенная в район Луны 2 января 1959. Пройдя вблизи Луны на расстоянии 5-6 тысяч км от её поверхности, 4 января 1959
АМС вышла из сферы действия земного тяготения и превратилась в первую
искусственную планету Солнечной системы с параметрами: перигелий 146,4 млн. км и афелий 197,2 млн. км. Конечная масса последней (3-й)
ступени ракеты-носителя (РН) с АМС "Л.-1" 1472 кг. Масса контейнера "Л.-1"
с аппаратурой 361,3 кг. На АМС
размещались радиоаппаратура, телеметрическая система, комплекс приборов и
другое оборудование. Приборы предназначены для изучения интенсивности и состава
космических лучей, газовой компоненты межпланетного вещества, метеорных частиц,
корпускулярного излучения Солнца, межпланетного магнитного поля. На последней
ступени ракеты была установлена аппаратура для образования натриевого облака -
искусственной кометы. 3 января на расстоянии 113 000 км от Земли было образовано визуально наблюдаемое
золотисто-оранжевое натриевое облако. При полёте "Л.-1" впервые была
достигнута вторая космическая скорость. В межпланетном пространстве впервые
зарегистрированы сильные потоки ионизированной плазмы. В мировой печати АМС
"Л.-1" получила название "Мечта".
"
"
"Луна-4" - "Луна-8" - АМС,
запущенные в 1963-65 для дальнейшего исследования Луны и отработки мягкой посадки на неё
контейнера с научной аппаратурой. Была завершена экспериментальная отработка
всего комплекса систем, обеспечивающих мягкую посадку, включая системы
астроориентации, управления бортовой радиоаппаратуры, радиоконтроля траектории
полёта и приборов автономного управления. Масса АМС после отделения от
разгонной ступени РН 1422-1552 кг.
"
"
"
"
"
"
"Луна-15" запущена 13 июля 1969 года, за три дня до
запуска «Аполлона-11». Целью данной станции было взятие проб лунного грунта. На
лунную орбиту вышла одновременно с «Аполлоном-11». В случае успеха наша
станциям могла бы взять пробы грунта и впервые совершить старт с Луны с
возвращением на Землю раньше американцев. В книге Ю.И.Мухина «Анти-Аполлон:
лунная афера США» говорится: «хотя вероятность столкновения была гораздо
ниже, чем в небе над Боденским озером, американцы запросили АН СССР о параметрах
орбиты нашей АМС, Они были им сообщены. АМС почему-то долго болталась на
орбите. Потом совершила жесткую посадку на реголит. Американцы состязание
выиграли. Как? Что значат эти дни кружения «Луны-15» вокруг Луны: возникшие на
борту неполадки или… переговоры каких-то инстанций? Сама ли крахнулась наша АМС
или ей помогли это сделать?». Взять пробы грунта смогла только «Луна-16».
"
"
Перед
советскими учеными и конструкторами при разработке и создании лунохода встала
необходимость решения комплекса сложных проблем. Надо было создать совершенно
новый тип машины, способной длительное время функционировать в необычных
условиях открытого космоса на поверхности другого небесного тела. Основные
задачи: создание оптимального движителя с высокой проходимостью при малых массе
и энергопотреблении, обеспечивающего надёжную работу и безопасность движения;
систем дистанционного управления движением лунохода; обеспечение необходимого теплового режима с помощью
системы терморегулирования, поддерживающей температуру газа в приборных
отсеках, элементов конструкции и оборудования, расположенных внутри герметичных
отсеков и вне их (в открытом космосе в периоды лунных дней и ночей) в заданных
пределах; выбор источников питания, материалов для элементов конструкции;
разработка смазочных материалов и систем смазок для условий вакуума и другое.
Научная аппаратура Л. с.
а. должна была обеспечить изучение топографических и селено-морфологических
особенностей местности; определение химического состава и физико-механических
свойств грунта; исследование радиационной обстановки на трассе перелёта к Луне,
в окололунном пространстве и на поверхности Луны; рентгеновского космического
излучения; эксперименты по лазерной локации Луны. Первый Л. с. а. - советский
"Луноход-1"
(рис. 1),
предназначенный для проведения большого комплекса научных исследований на
поверхности Луны, был доставлен на Луну автоматической межпланетной станцией
"Луна-17" (смотри Ошибка!
Источник ссылки не найден.), проработал на её поверхности с 17 ноября 1970 по 4
октября 1971 и прошёл 10540 м.
"Луноход-1"
состоит из 2 частей: приборного отсека и колёсного шасси. Масса "Лунохода-1" 756 кг. Герметичный приборный отсек имеет
форму усечённого конуса. Корпус его изготовлен из магниевых сплавов,
обеспечивающих достаточные прочность и лёгкость. Верхняя часть корпуса отсека
используется как радиатор-охладитель в системе терморегулирования и закрывается
крышкой. В период лунной ночи крышка закрывает радиатор и препятствует
излучению тепла из отсека. В течение лунного дня крышка открыта, и элементы
солнечной батареи, расположенные на её внутренней стороне, обеспечивают
подзарядку аккумуляторов, питающих бортовую аппаратуру электроэнергией.
В приборном отсеке
размещены системы терморегулирования, электропитания, приёмные и передающие
устройства радиокомплекса, приборы системы дистанционного управления и электронно-преобразовательные
устройства научной аппаратуры. В передней части расположены: иллюминаторы
телевизионных камер, электрический привод подвижной остронаправленной антенны,
служащей для передачи на Землю телевизионных изображений лунной поверхности; малонаправленная
антенна, обеспечивающая приём радиокоманд и передачу телеметрической
информации, научные приборы и оптический уголковый отражатель, изготовленный во
Франции. По левому и правому бортам установлены: 2 панорамные телефотокамеры
(причём в каждой паре одна из камер конструктивно объединена с определителем
местной вертикали), 4 штыревые антенны для приёма радиокоманд с Земли в другом
диапазоне частот. Для подогрева газа, циркулирующего внутри аппарата, служит
изотопный источник тепловой энергии. Рядом с ним расположен прибор для
определения физико-механических свойств лунного грунта.
Резкие температурные
перепады при смене дня и ночи на поверхности Луны, а также большая разница
температур между деталями аппарата, находящимися на Солнце и в тени, обусловили
необходимость разработки специальной системы терморегулирования. При низких
температурах в период лунной ночи для обогрева приборного отсека автоматически
прекращается циркуляция газа-теплоносителя по контуру охлаждения и газ
направляется в контур подогрева.
Система электропитания лунохода состоит из
солнечной и химической буферных батарей, а также приборов автоматического
управления. Управление приводом солнечной батареи осуществляется с Земли; при
этом крышка может быть установлена на любой угол в пределах от нуля до 180°,
необходимый для максимального использования солнечной энергии.
Бортовой радиокомплекс
обеспечивает приём команд из Центра управления и передачу информации с борта
аппарата на Землю. Ряд систем радиокомплекса используется не только при работе
на поверхности Луны, но и на участке перелёта с Земли. Две телевизионные
системы Л. с. а. служат для решения самостоятельных задач. Система
малокадрового телевидения предназначена для передачи на Землю телевизионных
изображений местности, необходимых экипажу, управляющему с Земли движением лунохода. Возможность и
целесообразность применения такой системы, для которой характерна более низкая
по сравнению с вещательным телевизионным стандартом скорость передачи
изображения, была продиктована специфическими лунными условиями. Основное из
них - медленное изменение ландшафта при движении лунохода. Вторая телевизионная система служит
для получения панорамного изображения окружающей местности и съёмки участков
звёздного неба, Солнца и Земли с целью астроориентации. Система состоит из 4
панорамных телефотокамер.
Самоходное шасси
обеспечивает решение принципиально новой задачи космонавтики - передвижение
автоматической лаборатории по поверхности Луны. Оно выполнено таким образом,
чтобы луноход имел
высокую проходимость и надёжно работал в течение длительного времени при
минимальной собственной массе и потребляемой электроэнергии. Шасси обеспечивает
передвижение лунохода
вперёд (с 2 скоростями) и назад, повороты на месте и в движении. Оно состоит из
ходовой части, блока автоматики, системы безопасности движения, прибора и
комплекса датчиков для определения механических свойств грунта и оценки
проходимости шасси. Поворот достигается за счёт различных скоростей вращения
колёс правого и левого бортов и изменением направления их вращения. Торможение
осуществляется переключением тяговых электродвигателей шасси в режим
электродинамического торможения. Для удержания лунохода на уклонах и его полной остановки
включаются дисковые тормоза с электромагнитным управлением. Блок автоматики
управляет движением лунохода
по радиокомандам с Земли, измеряет и контролирует основные параметры
самоходного шасси и автоматическую работу приборов для исследования
механических свойств лунного грунта. Система безопасности движения обеспечивает
автоматическую остановку при предельных углах крена и дифферента и перегрузках
электродвигателей колёс.
Прибор для определения
механических свойств лунного грунта позволяет оперативно получать информацию о
грунтовых условиях движения. Пройденный путь определяется по числу оборотов
ведущих колёс. Для учёта их пробуксовки вносится поправка, определяемая с
помощью свободно катящегося девятого колеса, которое специальным приводом
опускается на грунт и поднимается в исходное положение. Управление аппаратом
осуществляется из Центра дальней космической связи экипажем в составе
командира, водителя, штурмана, оператора, бортинженера.
Режим движения выбирается
в результате оценки телевизионной информации и оперативно поступающих телеметрических
данных о величине крена, дифферента пройденного пути, состояния и режимах
работы приводов колёс. В условиях космического вакуума, радиации, значительных
перепадов температур и сложного рельефа местности по трассе движения все
системы и научные приборы лунохода
функционировали нормально, обеспечив выполнение как основной, так и
дополнительной программ научных исследований Луны и космического пространства,
а также инженерно-конструкторских испытаний.
"Луноход-1" детально
обследовал лунную поверхность на площади 80 000 м2. Для этого с помощью телевизионных систем было
получено более 200 панорам и свыше 20 000 снимков поверхности. Более чем в 500
точках по трассе движения изучались физико-механические свойства поверхностного
слоя грунта, а в 25 точках проведён анализ его химического состава. Прекращение
активного функционирования "Лунохода-1" было вызвано выработкой ресурсов его изотопного
источника тепла. В конце работы он поставлен на практически горизонтальной
площадке в такое положение, при котором уголковый светоотражатель обеспечил
многолетнее проведение лазерной локации его с Земли.
"
"
"
"
16 января 1973 с помощью
автоматической станции "Луна-21" в район восточной окраины Моря
Ясности (древний кратер Лемонье) был доставлен "Луноход-2". Выбор указанного района
посадки диктовался целесообразностью получения новых данных из сложной зоны
сочленения моря и материка (а также, по утверждению некоторых исследователей, с целью проверки достоверности факта высадки американцев на Луну). Усовершенствование конструкции к бортовых систем, а
также установка дополнительных приборов и расширение возможностей аппаратуры
позволили значительно повысить манёвренность и выполнить большой объём научных
исследований. За 5 лунных дней в условиях сложного рельефа "Луноход-2" прошёл
расстояние 37 км.
"
"
"
Исследования Луны аппаратами
"Зонд"
Наименование
объекта |
Дата
запуска |
Особенности полёта |
Цель
|
"Зонд-3" |
18.
7. 1965 |
В сторону Луны с выходом на
гелиоцентрическую орбиту |
Фотографирование обратной стороны Луны и
обработка бортовых систем; изучение дальних областей околоземного
космического пространства; обработка новых бортовых систем |
"Зонд-5" |
15.
9. 1968 |
Облёт Луны с возвращением на Землю |
Возвращение космического летательного
аппарата после облёта Луны на Землю со 2-й космической скоростью. При этом следует отметить, что то, что в официальных сводках скромно называлось "Зондом" - фактически это был космический корабль "Союз", правда, в тот раз беспилотный. Это при том, что американцы совершили первый облет Луны на "Аполлоне-8" только в декабре 1968 года.То есть в облете Луны мы их опередили. А то, что у них облет был пилотируемый, а у нас беспилотный - то это только потому, что Советское государство старалось без нужды не рисковать жизнями своих граждан. |
"Зонд-7" |
8.
8. 1969 |
|
Доставка на Землю цветных фотографий Луны
и Земли с различных расстояний |