Использует ли Россия выгодную ситуацию?
В период 2003-2005 годов, когда
после катастрофы шаттла «Колумбия» был введен запрет
на запуски шаттлов, Россия оставалась монополистом в
пилотируемых запусках и в запусках к МКС. Но, увы, из-за политики Коптева (рецидивы которой сохранялись и после его отставки в
2004 году) этот шанс не был использован, чтобы обеспечить монополию России в
космосе. И вот теперь выгодная ситуация вновь возобновилась. Вот что
«США на несколько лет окажутся без собственных космических аппаратов и
будут в этот промежуток времени вынуждены просить РФ об использовании
пилотируемых космических кораблей «Союз» для доставки американских астронавтов
на МКС и, возможно, беспилотных грузовых аппаратов «Прогресс» для
транспортировки американских грузов, говорится в докладе конгресса США.
В нем содержится напоминание о планах США по списанию и прекращению
полетов американских шаттлов в космос в 2010 году,
из-за чего американская космонавтика временно лишится возможности доставлять
своих астронавтов и грузы на МКС.
В документе сообщается, что в настоящее
время специальной поправкой американского конгресса, принятой в 2005 году,
правительство США получило право перечислять средства российской стороне для
оплаты использования российских космических аппаратов, но срок действия этой
поправки истекает 1 января 2012 года, а какие-либо новые американские
космические аппараты для работы с МКС не появятся раньше 2015 или 2016 годов.
Администрация Джорджа Буша 11 апреля текущего года официально
обратилась в конгресс с просьбой принять новую
разрешительную поправку. Авторы исследования подчеркивают,
что на строительство одного «Союза» уходит, в среднем, 36 месяцев и поэтому для
того, чтобы рассчитывать на использование российских пилотируемых кораблей в
2012 году и позже, конгресс США должен принять новую поправку в течение 2008
года, чтобы американская сторона успела заключить соответствующие контракты с
Россией, уточняет РИА «Новости».
Авторы доклада при этом предупреждают, что в
апрельском запросе администрации речь шла только о разрешении для оплаты услуг
кораблей «Союз» и что доставка американских грузов на МКС будет зависеть от
того, смогут ли быть реализованы несколько разрабатываемых сейчас в США и
других странах коммерческих проектов по созданию новых космических грузовых
аппаратов.
США «может потребоваться определенное использование российского корабля
“Прогресс” для транспортировки американского оборудования и грузов на МКС»,
предупреждают составители доклада, подчеркивая, что в этом случае конгрессу США
тоже придется принимать еще одну разрешительную поправку.
Необходимость принятия таких поправок
вызвана существованием в США законов, запрещающих американскому правительству
заключать контракты со странами, в отношении которых остаются вопросы
соблюдения ими требований о нераспространении в Иран, Сирию и Северную Корею.
Столкнувшись в 2005 году с ситуацией, когда американская астронавтика
стала зависеть от России и российских «Союзов», конгресс США был вынужден пойти
на отмену своих же собственных требований и принимать поправку, выводящую
сотрудничество с Россией по МКС из-под этих законов.
В текущем году США снова столкнулись с необходимостью принимать новые разрешительные поправки, чтобы вывести космическое сотрудничество с РФ из-под действия существующих ограничений.»
Следует при этом отметить принципиальное различие нынешней ситуации и тогдашней. Тогда причиной российской монополии были проблемы американской космонавтики. Сегодня же причина противоположная – США переходят на технику нового поколения, а Россия доживает на технике 1960-х годов.
Это делает еще более актуальной постановку вопроса о том, чтобы использовать ситуацию для того, чтобы взять американских «партнеров» за горло и взять в свои руки контроль над МКС. И далее, как говорится, «милости просим за стол переговоров».
Будет ли у руководства России политическая воля использовать этот шанс? Вопрос риторический. Для того, чтобы эта политическая воля появилась, нужна другая власть.