15 ноября - 20 лет первого и последнего полёта «Бурана»
Ровно 20 лет назад, 15 ноября
1988 года, многоразовый космический корабль «Буран», стартовав c космодрома Байконур, дважды обогнул планету и приземлился
на специальном аэродроме.
Полёт проходил без экипажа,
полностью в автоматическом режиме - и это одно из отличий от аналогичных
американских кораблей, которые могут совершать посадку только на ручном
управлении.
Автором идеи такого полёта и
идеологии «Бурана» в целом был Валерий Бурдаков - в
то время начальник отдела НПО «Энергия», а ныне профессор, доктор технических
наук и руководитель отделения Академии инженерных наук. Сегодня он вспоминает о
тех событиях.
- «Буран» стал самой сложной
машиной (а правильнее - машинным организмом), созданным за всю историю
человечества. До него лидером был американский челнок «Спейс
Шаттл». Обе эти машины опередили своё время.
Предполагалось, что противостояние СССР и США
непременно переместится на земную орбиту.
Когда поднялась шумиха вокруг работ по созданию многоразового космического
корабля в США, вопрос о том, надо или не надо делать такой же у нас, ещё не был
решён. Но так называемая «служба № 16» под руководством И. Н. Садовского уже
была сформирована. В её задачу входило отслеживание работ по американскому
челноку. Мы занимались переводами, научным редактированием и изданием «букварей»
по шаттлу, а сами без лишнего шума работали над
собственным вариантом корабля. И вот «Основные положения», которые мы скромно
называли технической справкой, были готовы. Дело оставалось за малым - получить
утверждающую подпись у генерального конструктора НПО «Энергия» Глушко.
Валерий Бурдаков
- в то время начальник отдела НПО «Энергия», а ныне профессор, доктор
технических наук и руководитель отделения Академии инженерных наук
В этом и была основная
трудность: Валентин Петрович всюду твердил, что предприятие заниматься челноком
не будет. Кто пойдёт к нему за подписью? Все отказывались, не хотели умирать
героями. В итоге героем назначили меня - дали множество напутствий и отправили
совершать подвиг. Я решил использовать чувство юмора, характерное для одессита
Глушко (как и для одессита Королёва, который учил нас,
как применять это оружие при необходимости), и не ошибся. Смысл нашей
получасовой беседы - тема отдельного юмористического рассказа, но справка была
утверждена.
Те, кто полагал, что никакого
челнока нам не создать, оказались неправы. Прошли десятки совещаний с руганью и
обвинениями в некомпетентности, пока мы не выработали единого мнения. К
великому неудовольствию министра Дементьева, главный конструктор НПО «Молния»
Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский всегда был на нашей
стороне. Мудрый был человек. Вот, например, как он положил конец спору о
беспилотной посадке. Он сказал своим управленцам, что больше к ним обращаться
не станет, а попросит сделать систему беспилотной посадки… пионеров с
Тушинского аэродрома, поскольку неоднократно наблюдал, как их радиоуправляемые
модели приземляются буквально в двух метрах от хозяев. И инцидент был исчерпан.
«Буран» тоже приземлился практически в двух метрах от осевой линии
взлётно-посадочной полосы. Кстати, название кораблю дали перед самым стартом.
До этого машина называлась «Байкал», но высокое начальство сочло, что нужно
придумать что-то посерьёзнее. Надпись еле-еле
отскребли и нанесли новую.
Когда «Буран» шёл на посадку и
уже показался из-за облаков, главный конструктор Юрий Семёнов, недавно
назначенный на эту должность и не веривший в успех проекта, как в бреду
повторял: «Щас разобьётся, щас
разобьётся!» (Правда, он употреблял другое слово.) И все ахнули, когда «Буран»
стал разворачиваться, закладывая виражи. А на самом деле этот манёвр был
заложен в программу заранее - так гасилась скорость при посадке. Но Семёнов
этого нюанса, по-видимому, не знал.
Полёт «Бурана» стал мировой
сенсацией, ведь американцы даже не пытались сажать свои корабли в беспилотном
режиме! Посыпались правительственные награды и поощрения. Вот только многие
участники этой грандиозной работы оказались забыты. Да и сам проект дальнейшей
поддержки не получил - страна разваливалась на глазах. Значительные госсредства - 5 млрд. рублей - оказались потеряны. Но
модернизированный «Буран» ещё можно вернуть к жизни. В ближайшее время будет
принято решение об утверждении проекта корабля многоразового использования. Так
почему бы не вспомнить о «Буране», который провёл в
полёте 205 минут без единой проектной ошибки?
газета «Аргументы и
факты»
источник -
В продолжение темы: