Реклама

О комиссарских функциях в атомной отрасли

или как реализовать предложение О.М.Сараева

6 июля 2005 года в Обнинске проходило совместное заседание трех научно-технических советов Росатома, на которых обсуждались вопросы развития ядерной энергетики с замкнутым топливным циклом (реакторами на быстрых нейтронах). Все участники заседания единодушно сошлись во мнении, что реализация перспективных (или, как теперь модно говорить, “инновационных”) проектов в ядерной энергетике невозможна без участия государства. Надежды же на привлечение щедрых инвестиций в случае акционирования отрасли, чего добивается правительство, это миф. Ключевым моментом данного заседания было выступление теперь уже бывшего руководителя “Росэнергоатома” О.М.Сараева, предложившего принять на уровне Росатома четкий государственный план развития ядерной энергетики, содержащий перечень первоочередных проектов с графиком финансирования и сроков реализации, а также создать при Росатоме специальную структуру, которые бы обеспечивали реализацию этих первоочередных проектов. Это предложение было поддержано присутствующими и включено в итоговое постановление, правда, в несколько смягченном виде (вместо “структура” было сказано “инфраструктура”[1], что, согласитесь, имеет несколько иной смысл). Какой-либо конкретизации в развитие данного предложения пока не высказывалось, но, поскольку мы раньше уже публиковали подобные предложения: и в части перечня первоочередных проектов, и в части создания структур для их обеспечения[2], то подробнее выскажемся и о наших соображениях.

Всем понятно, что для успешного развития ядерной энергетики требуется финансирование значительно большее, чем имеется сегодня. Где его взять? На этот счет есть две точки зрения: правильная и правительственная.

Правильная точка зрения заключается в том, что для развития наукоемких отраслей необходима государственная поддержка – в первую очередь из бюджета. Кроме того, у нас большой стабилизационный фонд, размеры которого как раз равны средствам, необходимым на ряд крупных проектов. Кроме того, в России имеется слишком много долларовых миллиардеров, происхождение состояний которых, мягко говоря, сомнительно с точки зрения закона. Вот вам и источники средств. Только не надо говорить, что это всё “пережитки социализма”. Евросоюз финансирует строительство ИТЭРа на своей земле из средств своего бюджета. Многие нефтедобывающие страны используют сверхдоходы от продажи нефти не для обоснования роста цен на топливо внутри страны, как это делает нынешнее правительство РФ, а для решения социальных проблем и для вложения их в наукоемкие отрасли.

Правительственная же точка зрения заключается в том, что деньги для развития отрасли надо получать не из бюджета, а через приватизацию отрасли – после приватизации щедро потекут инвестиции. Специалисты говорят, что ничего подобного не будет, а приватизация же отрасли проводится в чьих-то конкретных финансовых интересах.

Большинство сотрудников отрасли это понимают, но не могут всерьез повлиять на процессы: само превращение министерства в агентство в 2004 году означает, что агентство, в отличие от министерства, не может самостоятельно определять политику, а может лишь исполнять политику, определяемому правительством. А в правительстве политику определяют Греф, Кудрин, Зурабов и им подобные деятели.

Фактически получается так: есть специалисты, обеспечивающие работу отрасли, а правительственные чиновники выполняют “комиссарские” функции, заставляя этих специалистов реформироваться. Так, назначение С.В.Кириенко на должность руководителя Росатома открыто называют политическим назначением, совершенным с целью "реформирования" отрасли.

Наше же предложение такое: взять рациональное зерно из этой схемы (специалисты, обеспечивающие работу отрасли, и структура, обеспечивающая комиссарские функции и проводящая политику). С той лишь разницей, что этими комиссарскими методами надо проводить не правительственную политику на реформирование отрасли, а альтернативный вариант – реализацию ряда перспективных проектов за счет поддержки госбюджета. Вариант такой программы нами подготовлен – в интернете он по адресу http://element114.narod.ru/programma.html. Данный вариант, конечно, сделан без тщательной проработки и носит скорее декларативный характер, но в качестве ориентира вполне может быть взят. В качестве примера реализации одного из пунктов данной программы предлагаем вот такой проект договора между Росатомом и Объединенным институтом ядерных исследований в Дубне.

Кто же должен осуществлять эти комиссарские функции? Об это мы уже говорили в статье “Задачи комитетов спасения в наукоградах”. В частности, там было сказано: “В ходе идущих начиная с января этого года массовых акций по социальным проблемам жизнь породила такую форму общественных действий, как создание по итогам акций различных общественных структур (комитеты, общественные советы) по контролю за выполнением выдвинутых требований. Помимо прочего, создаются такие комитеты и в наукоградах и в городах, где находятся предприятия наукоемких отраслей. Что нужно для того, чтобы эти предприятия заработали на реализацию этой программы? Нужны три вещи:

Во-первых, чтобы работники этих предприятий и их руководители включили бы эти проекты в план работы своих предприятий.

Во-вторых, надо, чтобы государственные органы прониклись необходимостью финансирования этой программы и выделили бы необходимое финансирование.

И, наконец, что самое главное, надо внимательно контролировать расходование выделенных средств.

Для того, чтобы все эти три составляющие были претворены в жизнь, надо, чтобы всех – и руководителей предприятий, и центральных чиновников, с которых трясти деньги, и местных чиновников, через которых эти деньги будут проходить – кто-то контролировал и дергал – начиная с постоянных напоминаний, заканчивая более жесткими методами, каких потребует ситуация. Кто будет выполнять эти функции? Только общественные Комитеты, создаваемые в этих городах”.

Поэтому существующая система таких общественных комитетов и должна выполнить эти комиссарские функции. У нас это получится не хуже, а лучше чем у реформаторов. Автор этих строк, конечно, не солидный академик и даже еще не кандидат наук, но, в отличие от реформаторов, в отрасли работал и в любом случае является более компетентным специалистом. Программа для создаваемых структур есть, кадры есть – за работу, товарищи!

 

 

Hosted by uCoz