Проект "Клипер" - основа создаваемого космического корабля
Цель осуществления научной программы - организация межпланетных полетов (для начала на Луну, а затем и в атмосферы планет-гигантов) за гелием-для термоядерных реакций. Как раз для этих целей Роскосмос в 2004 году и объявил о разработке проекта космического корабля "Клипер".
Когда летом 2005 года после очередного облома с возобновлением полетов "шаттлов" в газете Chikago Tribune появилась знаменитая статья
Действительно, для разных целей необходимы разные принципы космических полетов. Для того, чтобы закинуть груз на околоземную орбиту, простая схема ракетоносителя, которая в этой американской статье названа "трубой, заполненной керосином, с парочной астронавтов наверху", идеальна с точки зрения надежности и экономичности, и именно поэтому такая схема оставалась без изменений начиная еще с 1960-х годов. Однако для межпланетных полетов необходима принципиальна иная схема - многоразовый космический аппарат. Именно для межпланетных полетов и создавалась советская система "Энергия-Буран". Когда в 2004 году после провозглашения космической программы Буша возникла необходимость дать адекватный ответ и реанимировать лунную программу, оказалось, что возродить "Буран" рыночная экономика "не потянет", поэтому был взят курс на создание системы "Клипер", представляющую собой усеченный вариант "Бурана". "Клипер" способен доставить на орбиту экипаж из 6 человек. Корабль обладает повышенной кправляемостью и точностью посадки. Заместитель руководителя научно-технического центра по проектно-расчетным работам РКК "Энергия" Б.Сотников сообщил: "Мы делаем "Клипер" с прицелом на полеты к Марсу и Луне". (источник - подборка материалов СМИ о корабле "Клипер", доступная в интернете по адресу
Следует отметить, что разработка проекта корабля "Клипер" организована таким образом, чтобы по максимум использовать существующий потенциал российской космической отрасли. В предложенной РКК "Энергия"
Таким образом, проект космического корабля "Клипер", уже в течение длительного времени разрабатываемый РКК "Энергия", в точности соответствует целям, изложенным в нашей научной программе: межпланетные полеты, в т.ч. и на Луну для добычи гелия-3, то логично, что именно этот проект и следует использовать для реализации предлагаемой научной программы (о чем не так давно
Первое - это сроки внедрения этого проекта в жизнь. Летом 2005 года на авиасалонах в Ле-Бурже и "МАКС-2005" в Жуковском корабль "Клипер" уже демонстрировался для всеобщего обозрения. При этом, однако, оговаривалось, что изготовлен лишь корпус, при этом было объявлено, что в эксплуатацию корабль поступит к 2011 году. Эта дата и сама по себе выглядит весьма отдаленной, кроме того, есть основания полагать, что она будет еще более откладываться (на авиасалоне "МАКС-2005" уже появилась цифра "2012"..., а в сентябре 2005 года было
Сократить этот срок реально: во-первых, если предоставить должное финансирование, во-вторых, в случае объявления "Клипера" приоритетной программой и мобилизации на нем всех ресурсов РКК "Энергия" и смежных предприятий, и, наконец, поскольку "Клипер" - это усеченный вариант "Бурана", то можно возродить при конструировании "Клипера" все те наработки, которые были созданы для "Бурана" (усеченный - потому что "Буран" разрабатывался под ракетоноситель "Энергия", который был похоронен). Скорее, "Клипер" - это герметичная кабина "Бурана", поскольку его грузовой отсек был негерметичен. Может быть даже окажется, что реанимировать "Буран" обойдется проще, чем создавать что-то новое.
В порядке упоминания задач, которые будут решаться, приведем выдержку из описания "Бурана": среди более 50 различных бортовых систем корабля имеются: система обеспечения теплового режима; система и средства обеспечения жизнедеятельности, к которым относятся средства обеспечения газового состава атмосферы, шлюзования и выхода в космос, скафандры, системы индивидуальной защиты при пожаре и изменении состава атмосферы, водоснабжения, питания и санитарных устройств; система электроснабжения на основе кислородно-водородных электрохимических генераторов, с мощностью вырабатываемой бортовыми источниками электроэнергии, 18 кВт, с аварийным запасом в 300 кВт/ч аккумуляторных источников тока. Один из противников проекта "Клипер" приводил такой аргумент: будто бы когда прикидывали размещение в нем оборудования, получилось, что нужен тот же объем, который был в "Буране", в то время как, мол, объем "Клипера" должен быть куда меньше, а на восстановление "Бурана" нет денег. Но в случае верности такого аргумента это лишь подчеркивает правильность предложения о том, чтобы использовать лишь корпус и оснастить его аппаратурой, основанной на предлагаемых новых технических принципах (см. главы про
Однако даже в случае реализации всех этих мер открытым остается вопрос - удастся ли даже при мобилизации всех этих ресурсов запустить новый корабль в течение максимум нескольких месяцев, как того требует неоходимость.
Второе осложняющее обстоятельство - это то, что "Клипер", независимо от сроков своего поступления в производство, рискует оказаться морально устаревшим, поскольку создается из расчета на жидкотопливные ракетоносители, которые потеряют актуальность с момента разработки электронноимпульсных двигателей, описанных в преыдущей главе.
Однако обе эти проблемы можно обратить в достоинство. Для этого необходимо создать новый космический корабль, в котором в качестве корпуса и т.п. будет использоваться корпус "Клипера" и прочие системы, которые для "Клипера" уже разработаны; а в качестве двигательной системы и электронной системы управления ей поставить ЭИД. Именно в таком качестве "Клипер" внесен в предложенный нами перечень первоочередных научно-технических проектов, требующих приоритетной бюджетной подедржки.
В продолжение темы: подборка материалов СМИ о "Клипере"