И это называется -
"конкурентоспособное государство"?
Когда в начале 2004 года Джордж Буш
объявил об американской космической программе, появился анекдот: "Мечта
американцев - построить в 2008 году лунную базу, а мечта русских - построить в
2008 году метро в Митино". Сегодня не верится,
но тогда и то, и другое выглядело как реальная постановка задачи. Как
буржуазные власти выполняют свои обещания насчет метро в Митино
- изветсно. А что насчет лунной базы?
31 августа руководитель Роскосмоса А.Н.Перминов обнародовал
детали космической программы РФ до 2040 года. Действующая космическая программа
до 2015 года, по словам самого Перминова,
специально была задумана как "неамбициозная",
чтобы под нее легче выделили средства. Поэтому чего-то содержательного все
ждали именно от готовившейся программы до 2040 года. Первые утечки о ее содержании появились в конце июня,
когда был отправлен в отставку глава РКК "Энергия" Н.Н.Севастьянов,
предлагавший промышленное освоение лунных ресурсов и пилотируемый полет на Марс
в кратчайшие сроки. Его тогда убрали под предлогом, что эти проекты - "нереальные".
Тогда и про программу 2040 года говорили, что даже в такой далекой перспективе
пилотируемых полетов на Луну и Марс не будет. Однако развернутая (в т.ч. с
нашим участием) кампания в поддержку передовой космической программы хотя и не
смогла предотвратить отставку Севастьянова, тем не менее оказала
влияние на корректировку планов Роскосмоса в
лучшую сторону, заставив его (по крайней мере на словах) вернуться к прогрессивному курсу 2004-2006
годов.
Как заявил 31 августа руководитель Роскосмоса, "дальнесрочная перспектива с 2026 по 2040
год предусматривает создание постоянной посещаемой базы на Луне, а после 2035
года осуществление полета на Марс. К 2040 году, по завершении эксплуатации МКС,
на околоземной орбите будет создана пилотируемая платформа, которая позволит
производить сборку и эксплуатацию пилотируемых кораблей для полетов на Луну,
Марс и другие планеты"
По сравнению с пессимистичными
заявлениями тех же руководителй Роскосмоса двухмесячной давности наблюдается
явный прогресс. Но, увы, опять имеется тенденция к откладыванию сроков. Например, вместо предлагавшегося тем же Н.Н.Севастьяновым создания
многоразового космического корабля "Клипер" не позже 2015 года (при
том, что в 2005 году Севастьянов назввал срок
до 2010 года), сегодня глава Роскосмоса предлагает
"до 2015 года провести" уже всеми высмеянную "глубокую
модернизацию кораблей "Союз"" и всего лишь "создать задел
на будущее для создания нового пилотируемого многоразового корабля". А
причины такого постоянного откладывания сроков Перминов объяснил
так: "поскольку финансирование НАСА в 16 раз превышает финансирование Роскосмоса, Россия не может конкурировать в этой области,
не нанося урон космическим предприятиям и сотрудникам". И это называется -
"конкурентоспособное государство"?
После таких слов понятно, что решать
проблему надо именно политическим путем - то есть путем установления такой
власти, которая примет космическую программу, способную обеспечить реальное выполннение перспективных космических проектов.
Обычно констатацией этого факта всё и
заканчивается: честно признают, что для должного развития космической и других
наукоемких отраслей нужна другая система власти, после чего опускаются руки -
неизвестно, как эту самую систему власти изменить. Попытаемся понять, какие
шаги для этого нужны.
Технические подробности
Как говорилось в программе второго
ядерно-космического проекта (http://element114.narod.ru/programma.html),
первым пунктом, необходимым для реального начала лунной и марсианской программ,
является проект под условным названием "Советский космический телескоп". Целью его является
испытание имеющегося проекта электронной конструкции, которая может быть
использована как в качестве электрореактивного двигателя для космических
аппаратов, так и в качестве ускорителя для синтеза сверхтяжелых трансурановых
элементов, необходимых как ядерный источник энергии для будущих космических аппаратов. Как показано в техническом
обосновании проекта, запуск его должен быть осуществлен до конца 2007 года:
во-первых, чтобы не пропустить противостояние Марса, приходящееся на декабрь
2007 года, во-вторых, запуск его надо совершить до намеченного на 2008 год
запуска "Радиоастрона", поскольку научная
программа последнего может быть скорректирована в зависимости от результатов
нашего проекта.
Производством аппаратов такого типа
занимается НПО им. Лавочкина в городе Химки Московской области. Утверждается, что будто
бы оно перегружено выгодными заказами и не испытывает проблем. Только эта
перегруженность коммерческими заказами ведет к тому, что проекты, выгодные для
страны, но невыгодные коммерчески, постоянно сдвигаются в сторону. "Фобос-грунт", марсоход Комаева, "РадиоастроН", 5 АМС к Луне, "Венеоа-Д"
- вот далеко не полный перечень проектов НПО Лаввочкина,
которые либо постоянно откладываются, либо просто забыты – при том что известны случаи, как «коммерчески выгодные»
экспортные заказы осуществляются с опережением сроков. Или взять скандальную
историю с "Центром авиакосмических технологий",
который формально создавался для решения финансовых
проблем предприятия и реализация которого вылилась в известный
скандал с переносом закхоронений, о чем мы ранее
уже писали. (http://element114.narod.ru/Polit/himki06-05-07.html, http://element114.narod.ru/Polit/himki06-06-07.html).
И смена власти в городе Химки должна стать первым шагом в решении
необходимых политических проблем.
P.S.
И еще на тему политического решения проблем отрасли. Помимо прочего
руководитель Роскосмоса в том интервью
заявил следующее: "Первый российский турист полетит в космос в 2009 году.
Это серьезный человек, бизнесмен и политик, причем молодой". Не будем
подтверждать насчет бизнесмена, отметим однако,
что личное участие молодых политиков в космических проектах - это та
перспектива, которую мы в случае успешной реализации наших революционных планов
можем предложить молодежи уже в 2009 году.